Развитие ребенка 10 месячного

Ребенок в 10 месяцев (календарь развития)

Когда малышу исполняется 10 месяцев – это бесспорно большой повод для радости родителей ребенка. Малыш с каждым днем становится все сообразительней, он активно познает окружающий его мир и уже показывает домочадцам свой характер. Но у большинства родителей по мере взросления их крохи появляются все новые и новые вопросы. Один из главных вопросов: нормально ли развивается кроха, не отстает ли ребенок в физическом и психическом развитии? Для того чтобы это понять, важно знать какими умениями должен обладать ребенок в возрасте 10 месяцев.

Физическое развитие в 10 месяцев

По сравнению с предыдущими месяцами жизни грудного крохи, прибавка в весе у ребенка уже не так заметна. Связано это с тем, что детишки в возрасте 10 месяцев ведут себя уже довольно активно: они много ползают, ходят вдоль стен, а некоторые даже могут ходить самостоятельно. Теперь ребенок в течение каждого месяца будет набирать в весе не более 500 гр. В среднем же за 10-й месяц жизни грудничок должен прибавить в весе от 350 до 500 гр. Прибавка в росте составляет, как правило, от 1 до 2 см. Таким образом, 10-месячный ребенок должен весить от 8 до 10 кг. При этом рост у малыша может составлять от 70 до 75 см.

В возрасте 10 месяцев у ребенка, как правило, уже есть 4 зубика – 4 центральных резца (2 нижних и 2 верхних). Следует учитывать, что все детишки развиваются индивидуально. Немалую роль играют наследственные факторы.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Психическое развитие 10-месячного крохи

Что касается психологического развития крохи, то в 10 месяцев ребенок обладает следующими навыками:

  • Понимает многое из того, что ему говорят взрослые. 10-месячный кроха понимает, когда ему что-то запрещают, и начинает капризничать, чтобы добиться желаемого. В то же время малыш доволен, когда его хвалят. Ребенок также понимает, когда его просят отдать предмет, который он держит в руке, и если раньше его кулачок разжать было практически невозможно, то теперь грудничок сам легко его разжимает.
  • Просится на руки к родителям, протягивая ручки вверх. Ребенок осознанно обнимает маму, тактильные ощущения для него очень важны.
  • Понимает и радуется, когда с ним играют. Ребенок улыбается и смеется, когда родители шутят или щекочут его.
  • Может повторять за родителями некоторые простые слова.
  • Проявляет интерес к своим сверстникам, изучает их – внимательно всматривается в лицо, трогает за руки.
  • Проявляет интерес к животным. Дети очень любят животных, им интересно любое животное или любая птица: собаки, кошки, вороны, голуби. Не нужно препятствовать этому, но важно, чтобы общение ребенка с животными проходило под контролем.
  • Понимает, для чего нужны некоторые предметы. К примеру, ребенок может прикладывать к уху мобильный телефон, тянуть ложку в рот.
  • Показывает свое недовольство. Когда малыш чем-то недоволен, он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, причем делает это осознанно.
  • Запоминает, в какое место он положил тот или иной предмет. Ребенок уже хорошо знает, где находятся его игрушки, и может сам достать интересующую его игрушку.

Как понять, что 10-месячный малыш не отстает в развитии?

Любой 10-месячный кроха должен уметь выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
  • Доползать до интересующей игрушки.
  • Понимать, когда у него чего-то просят или когда ему что-то дают.
  • Привлекать внимание родителей при помощи лепета, плача и жестов.
  • Повторять за мамой хотя бы несколько слов.

Если ребенок не обладает даже половиной из вышеперечисленных навыков, то это может стать серьезным поводом для обращения к педиатру. Кроме того, ребенок должен быть в меру эмоциональным – монотонное бормотание крохи также может стать поводом для беспокойства родителей.

Кормление ребенка в 10 месяцев

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

Как помочь малышу развиваться

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Развитие ребенка в 10 месяцев

К своей круглой дате ребенок уже многому научился, начал проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Десятимесячный карапуз активно лепечет и много двигается. Чем еще радует родителей кроха этого возраста и как стимулировать развитие младенца 10 месяцев?

Физиологические изменения

  • Набор веса и увеличение других физических показателей в этом возрасте происходит уже не так активно, как в первом полугодии. Это связано с повышением физической активности карапуза.
  • Координация движений ребенка улучшается, что позволяет малышу быстро ползать и перемещаться по помещению. Также продолжает развиваться мелкая моторика. Малыш научился разжимать пальчики, чтобы бросить предмет, а также брать маленькие предметы лишь пальцами.
  • У многих 10-месячных малышей уже прорезалось 4 зуба, но если зубы вообще отсутствуют, это пока не является поводом для переживаний.

Физическое развитие

За десятый месяц жизни карапуз набирает примерно 450 грамм и вырастает на 1-1,5 сантиметра. Его окружность грудной клетки, как и окружность головы, увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Каждый ребенок растет в собственном темпе, однако существуют нормы, сверившись с которыми родители и врачи могут определить, нет ли серьезных отклонений и не нужно ли дополнительно обследовать малыша. Для каждой возрастной категории определены как средние показатели, так и граничные (их превышение в любую сторону должно насторожить). Основные из них мы представили в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 10 месяцев

Мальчики в 10-11 месяцев

Девочки в 10-11 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Развить малыша помогут занятия по методике «Маленький Леонардо» Тепляковой О. Н. – эксперта по интеллектуальному развитию.

Что малыш умеет?

  • Десятимесячный ребенок двигается уже уверенно и умело. Кроха способен садиться из стоячего и лежачего положения, а также вставать на ноги, держась руками за опору. Кроме того, в этом возрасте многие детки ходят с поддержкой за прочную мебель (приставным шагом) или за обе мамины руки. У некоторых малышей уже получается стоять без какой-либо посторонней помощи, а также шагать без поддержки.
  • Кроха научился ходить по ступенькам. Малыш способен преодолеть несколько ступеней как вверх, так и вниз по лестнице.
  • Движения рук ребенка уже хорошо скоординированы. Малыш выполняет различные манипуляции с игрушками, например, открывает и закрывает коробки, прячет предметы, катает машинки, строит башенки из нескольких кубиков. Кроме того, ребенок умеет листать книжки с плотными страницами и старается есть ложкой.
  • Маленькие предметы ребенок хватает не всей ладонью, а двумя пальцами. Такой захват предметов называют пинцетным.
  • В речи ребенка присутствуют разнообразные слоги и все чаще из них начинают получаться простые слова. Знакомые предметы ребенок может называть определенными слогами. Речь взрослых ребенок понимает очень хорошо, повторяя по просьбе движение, например, хлопает в ладоши или показывает часть тела.

Вам стоит проконсультироваться с врачом, если кроха к 10 месяцев не научился:

  • Сбрасывать предметы со стола.
  • Махать головой, показывая согласие или отрицание.
  • Махать рукой на прощание.
  • Повторять движения, которые показывает взрослый.

Занятия для развития

  • Ежедневно выделяйте время на гимнастику, выполняя с крохой упражнения, которые будут помогать крохе ползать и ходить. Пусть малыш встает и приседает с вашей поддержкой, ходит на четвереньках, сгибает-разгибает ножки, лежа на спине, а также шагает, держась за ваши руки.
  • Так как 10-месячные малыши много ползают, предоставьте малютке простор для движения. Важно, чтобы в доме было чисто, а опасных предметов на дороге малыша не встречалось.
  • Тренируйте малыша слезать с дивана. Для этого положите кроху на диван, разверните попой к его краю и спустите ножки вниз. Вскоре карапуз поймет, как слезать, и сможет делать это уверенно и быстро.
  • Постоянно общайтесь с малюткой, при этом произносите короткие фразы и говорите не очень быстро. Местоимения пока следует заменять именами, например «у мамы кубик», «Ваня берет кубик».
  • Предложите ребенку бросать игрушки в определенную коробку. Деткам в 10 месяцев очень нравится это делать.
  • Продолжайте занятия, развивающие моторику малыша. Предлагайте крохе рисовать на подносе, на котором рассыпана крупа или мука, а также копаться в миске с фасолью или макаронами. Пусть ребенок пересыпает крупы и фасоль из одной емкости в другую, развязывает шнурки и ленты, переливает воду.
  • Дайте ребенку цветную бумагу и покажите, как можно разрывать ее на кусочки.
  • Поиграйте с прищепками – прицепите их на штанишки или кофточку ребенка, а потом научите, как их снять.
  • Спрячьте под подушкой или одеялом тикающие часы и дождитесь, чтобы ребенок их отыскал.
  • Занимайтесь с малышом лепкой (используйте соленое тесто) и рисованием (попробуйте рисовать пальчиковыми красками, маленькими фломастерами, карандашами, мелками). Слепите вместе колбаску и шарик, раскрасьте картинку.
  • Предложите крохе несколько разных баночек с крышками, которые откручиваются. Пусть малыш открывает их, а затем закрывает.
  • Ежедневно немного времени уделяйте чтению. Хорошо, если у крохи будет отдельная полочка с детскими книгами, а малыш будет выбирать что-то «почитать» самостоятельно.
  • На улице учите ребенка играть с песком, используя для этого лопатку, разные формочки, ведро, грабельки. В зимнее время эти предметы можно применять для игры со снегом.
  • Каждый день включайте музыку и вместе танцуйте с малышом.
Читайте также  Как лечить кривошею в домашних условиях?

Ежедневно ребенка умывают и подмывают, расчесывают, чистят зубки, высаживают на горшок, а также купают (в основном в вечернее время). По мере необходимости нужно очищать уши и носик карапуза, стричь малышу ноготки.

Десятимесячных детей продолжают закалять с помощью солнечных ванн, обтираний, воздушных ванн, купаний. Также в этом возрасте можно обливать ножки ребенка, постепенно снижая температуру воды. Важно лишь не забывать, что все процедуры закаливания должны быть систематичными и постепенными.

Режим дня

Сон десятимесячного ребенка по-прежнему длится до 15 часов в сутки. Около 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а в дневное время у ребенка обычно бывает два сна длительностью по 1-2 часа. У каждого ребенка свой биоритм – одни младенцы просыпаются в 6 часов утра и рано засыпают на ночь, другие встают к 8-9 часам и засыпают, соответственно, в более позднее время.

Гулять с ребенком советуют 2 раза в день, оставаясь дома лишь при очень плохих погодных условиях (проливном дожде, порывистом ветре, морозе). Летом ребенок может проводить на улице 5-6 часов. В хорошую погоду давайте малышу возможность спать днем во время прогулки, при этом часть времени на улице оставляйте и для бодрствования, чтобы ребенок мог наблюдать за природой, играть с другими детьми, шагать с вашей поддержкой.

Режим питания в 10 месяцев представлен 5 приемами пищи, промежутки между которыми составляют примерно 4 часа. Малыши, которых кормят грудью, получают женское молоко сразу после пробуждения и перед сном. Всего ребенок этого возраста может прикладываться к груди примерно 4-6 раз для длительных кормлений и столько же для минутных сосаний. В ночное время груднички просыпаются пососать грудь 4-6 раз, преимущественно с 3 до 8 часов утра. Подробнее об этом читайте в статье про меню ребенка в 10 месяцев.

Деткам-искусственникам продолжают давать смесь, подходящую по возрасту, в первое кормление, а также перед ночным сном. Детки с любым типом вскармливания едят прикорм в 10 месяцев в одинаковом объеме. В этом возрасте к блюдам прикорма добавляют рыбу. Во второй прием пищи ребенок обычно ест кашу со сливочным маслом, желтком и фруктами. В обед ребенку дают овощи, растительное масло, мясо, сок и хлеб, а на полдник (в четвертое кормление) – творог, фрукты, печенье и кефир либо йогурт.

Обычный день

Каждый новый день с ребенком десяти месяцев наполнен интересными моментами. Организация определенного режима дня с учетом особенностей развития и биоритмов ребенка важна для нервной системы крохи. У каждого ребенка распорядок дня будет своим, но для понимания, как строить режим, мы предлагаем пример дня с малышом в 10 месяцев:

Первое кормление, включающее в зависимости от типа вскармливания либо грудное молоко, либо смесь.

Второе кормление, в которое малышу дают кашу, фруктовое пюре, сливочное масло и желток.

Прогулка, часть времени которой занимает первый сон ребенка на свежем воздухе.

Третье кормление, в которое обычно ребенку дают овощи в виде пюре или супа, мясо (дважды в неделю его заменяют рыбой), растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

Период бодрствования с развивающими играми.

Прогулка, во время которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

Четвертое кормление, во время которого детям дают фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

Период бодрствования со спокойными играми.

Пятое кормление, в которое ребенок в зависимости от вскармливания получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне 4-6 раз, а детки на искусственном вскармливании обычно не просыпаются для кормлений.

Частые проблемы

  1. Аллергическая реакция на прикорм. В 10 месяцев начинают вводить довольно аллергенный продукт – рыбу. Она может вызвать реакцию у склонных к аллергии малышей, поэтому пробовать рыбку следует очень осторожно. Если же на введение такого продукта в рацион все же появилась реакция, продукт отменяют и не дают минимум до 1 года.
  2. Беспокойный сон. Многие малыши в 10-месячном возрасте могут плохо спать вследствие большой активности днем и просыпаться из-за громких звуков, что является нормой. Если же ребенок вздрагивает во сне при отсутствии резких звуков, а также просыпается не в настроении, покажите малыша неврологу.

Советы родителям

  • Если у малыша уже имеются зубы, давайте ему возможность учиться жевать твердую пищу. Детки этого возраста любят погрызть сушку, печенье, морковку. Также им стоит давать кусочки отварных овощей или свежих мягких фруктов (персика, банана).
  • Начните приучать кроху к порядку. В конце дня или после игры собирайте вместе игрушки, сделав этот процесс интересным карапузу. Также приобщайте ребенка к помощи по дому. Десятимесячный малыш уже может разложить салфетки или вместе с вами протереть пыль. Обязательно хвалите ребенка и поощряйте такую деятельность.
  • Не переживайте, если ребенок до сих пор не ползает. Некоторые детки не проходят такой этап, а начинают сразу ходить. При этом не торопите карапуза, пусть он осваивает ходьбу самостоятельно.
  • Во время прогулки ходите на детскую площадку, чтобы малыш мог наблюдать за игрой других деток и их общением.
  • Не ругайте ребенка, если он ломает игрушки или бросает их. Так он исследует разные предметы и подобное поведение для 10-месячного малыша является нормой.

Для музакального развития ребенка проведите с крохой занятия, показанные в видео Лазарева М. Л.

Развитие ребенка в 10 месяцев

У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи. Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать. И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.

Что нового в физическом развитии в 10 месяцев

Ребенок настолько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).

Что умеет ребенок к концу 10-го месяца

  1. Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки ходить. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
  2. Может сесть без поддержки из положения стоя.
  3. Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками). Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
  4. Многие дети уже хорошо ползают на четвереньках или по-пластунски. Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
  5. Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
  6. Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
  7. Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
  8. Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу. Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
  9. Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
  10. К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.

Что нового в психологическом развитии

  1. Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
  2. Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
  3. Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
  4. В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
  5. Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
  6. Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
  7. Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
  8. Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
  9. Ребенок сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет. Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.

Тест на развитие ребенка в 10 месяцев

  • В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками;
  • Должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна;
  • Должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет»;
  • Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».

Как кормить ребенка в 10 месяцев

Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол. Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г. В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.

Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует. Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой. Продолжайте вводить новые продукты.

Режим: сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем – два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Как помочь ребенку развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте кроху к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец;
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик»;
  • Развивайте у ребенка чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки;
  • Не забывайте, что любую игру ребенок воспринимает как реальность. Детей в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, даже всего лишь с целью игры;
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий;
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом;
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди;
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску;
  • Не давайте ребенку сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их;
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда ребенок уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку;
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой;
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки крохи, ему будет забавно отцеплять их от себя;
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте «салют».
Читайте также  Пульс 12 неделе беременности

Делайте гимнастику каждый день. Особенно уделяйте внимание упражнениям для развития ползания и ходьбы:

  • Приседание и вставание с поддержкой;
  • Ходьба на четвереньках;
  • Ходьба с поддержкой за ручки;
  • Сгибание и разгибание ножек в положении лежа.

Отводите каждому занятию не более 20 минут, а затем дайте ребенку отдохнуть или играть самостоятельно во что-то другое. Начинайте учить кроху общаться с другими малышами, заводить друзей. Можно уже проводить совместные игровые занятия с ребенком, например, у себя дома, пригласив в гости мам с детьми. Не приводите пока ребенка в группы, где больше 3 детей с мамами. В 10 месяцев ребенок еще не нуждается в коллективном общении и это только переутомит его или даже напугает.

Видео: развитие ребенка в 10 месяцев

Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)

Полный календарь развития ребенка в одной статье “развитие до года по месяцам” – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: умственное и физическое развитие

Особенности развития ребёнка в 10 месяцев: описание основных социальных и речевых навыков. Перечень необходимых физических параметров. Обобщённый список способностей малыша.

Одно из самых сложных жизненных испытаний — воспитание ребёнка. Его развитие в 10 месяцев (вес, рост, питание), как и в любой другой период, должно соответствовать норме. Зарубежные учёные ставят приоритет на умственных показателях, отечественные больше беспокоятся о физических способностях. Родителей же волнует и то и другое, поэтому они пытаются найти идеальный баланс.

Социальные навыки

В 10 месяцев дети приобретают некоторые социальные навыки. К ним относят такие особенности поведения ребёнка:

  1. Малыши прислушиваются к речи окружающих. Они стараются пародировать услышанное, повторяют простые слова и звуки. Ребёнок начинает понимать многие из них и пытается соотносить с предметами. Например, услышав «мама», он думает о маме. Также малыш знает своё имя.
  2. Дети активно подражают взрослым. Они активно копируют их жесты и движения. Родителям следует быть внимательнее, ведь грудничок может перенимать как хорошие, так и плохие особенности поведения. Если малыш заимствует в это время сомнительную привычку, то отучить его впоследствии будет довольно трудно. С другой стороны, это можно использовать для обучения игре. Если старшие покажут ребёнку, как катать машинку или баюкать куклу, то он охотно будет повторять. Самостоятельно он этому не обучится.
  3. Моторика рук — важная часть развития. В 10 месяцев ребёнок должен уметь играть с мелкими игрушками. К тому же в этом возрасте они привлекают его уже больше, чем крупные. Мелкие предметы довольно опасны — они могут попасть в рот, нос, быть проглочены, что приведёт к асфиксии. Но это не повод отказываться от небольших игрушек. Нужно просто следить за малышом во время игры, ведь подобный запрет негативно скажется на развитии моторики.
  4. Хотя ребёнок все ещё мал для детского сада, он уже проявляет интерес к другим детям. Ему нравится играть на детской площадке со сверстниками.

Перечисленные навыки касаются как мальчиков, так и девочек. Ребёнок в 10 месяцев должен уметь использовать прикосновения, улыбки и жесты. Они являются его основными способами контакта как с другими малышами, так и со взрослыми.

Физические параметры

Для успешных занятий надо знать особенности девочек и мальчиков. Развитие ребёнка в 10 месяцев (физическое) снижает темп. На сон у малыша уходит от 12 до 14 часов, как и раньше. За месяц он должен прибавить примерно 400 граммов. К концу этого возрастного периода грудничок должен приобрести такие навыки:

  • Умение самостоятельно вставать, стоять, садиться;
  • Возможность легко переворачиваться;
  • Способность ходить, опираясь руками на стены или мебель.

Согласно данным отечественных педиатров, нормы роста и веса для мальчиков и девочек десяти месяцев выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,3 10,9
Вес девочек, кг 7,9 10,1
Рост мальчиков, см 69,1 76,9
Рост девочек, см 69,0 75,3

Всемирная организация здравохранения принимает за норму следующие значения:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,4 11,4
Вес девочек, кг 6,7 10,9
Рост мальчиков, см 68,7 77,9
Рост девочек, см 66,5 76,4
Окружность головы мальчиков, см 42,9 47,9
Окружность головы девочек, см 41,5 46,9

Этот период идеален для начала обучения ходьбе, ведь ножки малыша стали довольно крепкими. Сначала нужно купить удобные детские ботинки. Родители ошибаются, когда ставят приоритет на миловидности и дизайне. Куда важнее такие показатели, как практичность, удобство и мягкость. По размеру обувь следует выбирать с учётом того, что перед большим пальцем должно быть свободное пространство — он не должен упираться в стенку.

Не нужно покупать ботиночки, на которых нет задника. Ножки грудничка ещё недостаточно развиты, чтобы фиксировать неустойчивую ступню. Важно относиться к выбору обуви ответственно, ведь от этого зависит правильность формирования походки. Ошибка может отразиться на состоянии позвоночника.

Психика и речь

Грудничок в этом возрасте активно копирует взрослых, повторяет их жесты и мимику, однако кроха формирует собственный вкус. Больше всего это проявляется в еде — малыш все сильнее настаивает на своём. Родители ошибаются, если видят в таком поведении только капризность, ведь когда ребёнок делает это, он учится отстаивать свою позицию. Выделяют и другие особенности психики:

  1. Грудничок соотносит предметы со словами. Он знает не только слово «мама» и своё имя, но и название игрушек, зверей и машин. Он может опознать их на картинке, любит рассматривать иллюстрации книг.
  2. Дети начинают реагировать на музыку. Если мелодия им нравится, то они пытаются танцевать. Ребята делают это стоя на ножках: раскачиваются, стараются присесть, кивают. Родителям не нужно пресекать такое поведение — оно необходимо для формирования чувства ритма. Следует периодически включать ребёнку мелодию, которая ему нравится.
  3. К концу месяца ребёнок должен начать издавать осмысленные звуки: «ма», «па», «дай». Это также касается и некоторых междометий: «ай», «ам», «ой». С крохой можно начинать «нормально» общаться — задавать лёгкие вопросы и ожидать ответа. Например, грудничок должен самостоятельно делать выбор между разными ведёрками и лопатками при выходе на прогулку. Такая свобода важна для развития самостоятельности и решительности.

Ребёнок должен обучиться и другим навыкам. Скажем, ему следует уметь есть и пить из посуды, хлопать и махать руками, собирать пирамидки из кубиков. Хорошо, если кроха может выполнить простую родительскую просьбу: подать игрушку, приподнять руку или ногу.

Отличительная черта перехода к 11 месяцам — способность взаимодействовать с двумя объектами. Скажем, грудничок может ложечкой черпать кашу из тарелки, палкой двигать игрушки, собирать мелкие предметы. Родителям надо пользоваться этим периодам, придумывая новые игры-тренировки — они хорошо скажутся на умственном развитии.

Десятимесячным грудничкам свойственна любознательность. Так как ребята лучше управляют телом и в целом становятся менее неуклюжи, они стараются исследовать все окружающее пространство. При этом неизвестные находки привлекают их куда больше игрушек, врученных родителями. Исключением является подвешенная над кроваткой фигурка. Она зачастую тоже интересна крохам.

Такие открытия необходимы не только для умственного, но и психического развития. Так как ребёнок играет со всем, что найдёт, лучше побеспокоиться о его безопасности. Коробочки с сыпучим содержимым, медикаменты и химикаты, а также прочие опасные предметы лучше спрятать подальше — убрать в шкафы или на верхние полки, недоступные крохе. Электрические розетки следует обезопасить, поставив в них заглушки.

Но это не значит, что малыш останется без поля для исследований. Все «открытия» может устроить сам родитель. Взрослому нужно просто разложить по комнате цветные полотенца, книжки с красивыми иллюстрациями и яркие коробочки. Не нужно ставить слишком мелкие предметы — ребёнок будет тянуть их в рот. Но если такая необходимость есть (для развития моторики, например), то за играющим карапузом придётся следить.

Желание грудничка пробовать все предметы на вкус можно повернуть во благо. Крохе нужно просто дать кусочек яблока или морковки — она с радостью сгрызёт многие фрукты и овощи. Однако необходимо следить, чтобы малыш не подавился.

Общие особенности развития

При анализе здоровья ребёнка необязательно классифицировать признаки. Родителям достаточно убедиться, что для их малыша характерны такие навыки:

  • Способность самостоятельно сидеть и играть в игрушки;
  • Использование горшка;
  • Целенаправленное ползание по полу;
  • Подъем на ноги с опорой на стены;
  • Подражание мимике, жестами и звукам;
  • Ходьба с поддержкой старшего;
  • Несложные игры с кольцами и кубиками;
  • Преодоление небольших возвышенностей (например, подушки);
  • Осмысленное использование междометий;
  • Возможность есть и пить из посуды;
  • Выполнение простых просьб;
  • Ассоциация слов с предметами;
  • Смех;
  • Реакция на собственное имя;
  • Способность кидаться крупными предметами и поднимать пальчиками мелкие;
  • Понимание слов «нет» и «нельзя»;
  • Контакт с другими детьми;
  • Способность выбирать между двумя предметами одного типа (лопатками, машинками, кофтами).

Перечисленные особенности обязательны. Если малыш в 10 месяцев не ползает, он всё равно может научиться ходить, только пропустит важный этап своего развития. При возникновении серьёзных трудностей родителям лучше сразу же обратиться к специалисту.

Навыки ребенка в 10 месяцев

Развитие малышей в первые 12 месяцев жизни происходит очень активно. Младенец начинает пить воду, становиться на ножки, агукать, употреблять твердую пищу и пробовать новые продукты, фруктовые соки и кисломолочные напитки. С каждым днем малыш становится все более активным и любознательным, однако родители должны следить за тем, чтобы развитие протекало правильно. Сегодня мы поговорим о том, что должен уметь ребенок, достигший прекрасного возраста 10 месяцев.

Как должен развиваться ребенок в 10 месяцев? Физиология

Развитие детей протекает по-разному, ведь мальчики взрослеют чуть медленнее, чем девочки. 10-месячный ребенок любого пола начинает больше кушать, средняя прибавка в весе составляет около 300-500 г, в росте – 2-3 см. Средний рост 10-месячного ребенка составляет 70-75 см, а вес 9-10 кг. У крохи есть 4 парных зуба (по 2 сверху и снизу), с помощью которых он уже может грызть твердую пищу, например, детское печенье или мягкие фрукты.

Малыш очень активный, ведь в дневное время он ползает и встает на ножки, держась руками за опору, делая уверенные шаги. Общая суточная продолжительность сна составляет в среднем 12-15 часов, однако все зависит от индивидуальных особенностей организма, активности и наличия четкого графика. Днем ребенок спит в течение 3-4 часов один или два раза, в период бодрствования он ползает, пытается ходить по манежу или комнате, интересуется игрушками и радуется, играя с мамой.

Навыки и умения

В 10 месяцев ребенок уже умет сидеть без опоры, быстро ползать и медленно ходить, держась за опору. Также кроха имеет следующие навыки:

  • Играется, знает слова «дай», «на», «держи», «иди на ручки» и другие.
  • Может сам себя занять, уделяя играм или просмотру книги 10-20 минут.
  • Имеет любимую игрушку, которую берет с собой в кровать.
  • Сосет пустышку, поднимается по нескольким ступеням, держась за руку родителя.
  • Умеет пить из бутылочки и специальной чашки, некоторые дети уже осваивают ложку, перемазывая все вокруг пюре или кашей.
  • Умеет или учится вылезать на предметы, например, на диван, стул или свой манеж. Получается не всегда, но стремление есть.
  • Берет мелкие предметы рукой и некоторыми пальцами, что свидетельствует о развитии мелкой моторики.
  • Проявляет интерес к животным, которых встречает в квартире или на улице.
  • Понимает значение слов «можно» и «нельзя», учится слушаться родителей.
  • Знает о том, для чего нужны те или иные предметы. Он, дотянувшись до телефона, будет прикладывать его к уху, ложку отправит в рот, а помадой мамы накрасит губы.

Малыш уже хорошо знает о том, где находится его кровать и ящик с игрушками, пытается включать пультом телевизор, достает конфету или фрукты из тарелки.

Психологическое развитие

В 10 месяцев ребенок должен уметь здороваться, махая ручкой знакомым людям. Он осваивает азы коммуникации, показывает жестами то, что хочет взять или куда хочет пойти (чаще всего указывает пальцем или рукой). Малыш знает свое имя и обращает внимание на людей, которые его зовут. В этот период происходит становление характера, поэтому ребенок капризничает, если не получает желаемый десерт, игрушку или предмет.

Кроха умеет координировать движения и мысли, у него уже есть несколько любимых мультфильмов и даже друзья, с которыми он с удовольствием гуляет на улице и ползает по квартире. Родители могут заметить то, какой рукой предпочитает пользоваться ребенок. Если малыш берет чашку, ложку и другие предметы левой рукой, то не рекомендуется его переучивать.

Кроха узнает любимые песенки, может пританцовывать, хлопать в ладоши. Засыпает без укачивания, спокойно отправляясь в свою кроватку. Сон бывает спокойным и неспокойным, в последнем случае ребенок быстро перестает плакать после того, как мама берет его на руки или дает попить воды, сока, молока. Важно уделить много внимания формированию правильного графика, который станет залогом успешного дальнейшего развития и послушания.

Горшок

Ребенок уже должен знать о том, что такое горшок. Кроха даже умеет спокойно сидеть на нем в течение нескольких минут. Некоторые родители практикуют ранние высаживания, которые помогают побыстрее отказаться от подгузников. Приучение к горшку – вопрос индивидуальный, поэтому важно следить за реакцией малыша.

Развитие речи

В 10 месяцев ребенок должен произносить звуки, иногда в них можно узнать слова «дай», «ма», «ба» и другие. К 1 году в его словарном запасе должно быть 2-5 слов.

Как должен питаться ребенок в возрасте 10 месяцев?

Основой рациона продолжает оставаться грудное молоко, у малышей на искусственном вскармливании – смесь. Кроха постепенно отказывается от ночных кормлений. Педиатры рекомендуют утром и вечером (первое и последнее кормление) давать малышу либо грудное молоко, либо молочную смесь. В дневное время рацион состоит из овощных и фруктовых пюре, яичного желтка, каши, измельченного нежирного мяса, творога, а также питья – чай, сок, компот, вода и молоко.

Суточный объем питания должен составляет около 1000-1100 мл, количество кормлений – 5, объем порции – 200-210 мл. Однако здесь все тоже индивидуально, а рацион формируется на базе вкусовых предпочтений, темпов набора веса, наличия или отсутствия пищевых аллергических реакций, советов педиатра.

Как помочь малышу развиваться правильно?

Родители должны помогать ребенку, используя нижеприведенные игры и методы:

  • Нужно обеспечить малышу хорошую опору, помогающую ему ходить.
  • Стоит создать безопасную зону, ведь ползающий ребенок способен залезть под кровать, спрятаться в шкафу или уронить на себя предметы, стоящие на тумбочках и столах.
  • Важно играть в игры: пальчиковое рисование под присмотром папы или мамы, «Сорока-ворона», бросание мяча, открывание коробки с игрушками. Основная цель игр – развитие мелкой моторики и сенсорики.
  • Прогулки, массажи, ползание по полу – все это способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.
  • Самостоятельные приемы пищи. Да, кроха будет вымазываться, но в 1-1,5 года он уже умело будет управляться с ложкой и чашкой.

Выбирая правильные методики, родители должны учитывать вкусы и интересы сына или дочери. Стоит получить консультацию педиатра, также уже можно посещать центры раннего развития, грудничковое плавание.

Как понять, что ребенок развивается неправильно?

Развитие малыша может протекать чуть быстрее или медленнее, ведь один ребенок в 10 месяцев активно болтает и уверенно стоит на ногах, другой умеет кушать ложкой и ходит на горшок. Однако тревогу стоит бить в случае, если малыш не умеет:

  • держать головку;
  • сидеть без опоры;
  • ползать и стоять на ножках, держась за опору или с помощью родителей;
  • самостоятельно жевать пищу малой и средней жесткости;
  • издавать какие-либо звуки;
  • концентрировать внимание;
  • повторять некоторые действия за взрослыми, например, закрыть ручками глазки или проследить глазками за интересным предметом.

Во всех этих случаях необходимо обратиться за консультацией сначала к педиатру, а потом к невропатологу. Некоторые причины отставания в развитии можно устранить с помощью гимнастики, массажа и других простых медицинских процедур.

Что умеет делать ребенок в 10 месяцев: показатели нормального развития мальчика и девочки

Ребенок в любом возрасте должен развиваться гармонично. Современная педиатрия концентрирует внимание на умственном развитии малыша – этой концепции придерживаются зарубежные ученые, в то время как отечественные педиатры всегда считали более важными физические показатели ребенка. Истина лежит где-то посередине.

Каждый малыш растет по-своему, слегка отставая или опережая норму. Однако существуют показатели, характеризующие «золотую середину».

Навыки и умения малышей зависят в первую очередь от их индивидуальных темпов развития. Однако сравнить имеющиеся показатели с нормой все же стоит

Социальные умения и навыки

Ребенок 10 месяцев хорошо ползает, способен преодолевать препятствия. Некоторые малыши минуют стадию ползания, сразу становясь на ножки – в таком случае учить его ползать уже не стоит, ведь все это вписывается в существующие нормы развития. Малыш приобретает социальные навыки:

  1. Прислушивается к речи окружающих, повторяет звуки и простые слова. Ребенок знает смысл многих слов, соотносит их с предметами. Слово «мама» ассоциирует с мамой, знает, как зовут его самого.
  2. Мальчики становятся более самостоятельными и предприимчивыми. Они стараются все исследовать, не обращая внимания на недовольство старших. Девочки, напротив, стремятся заслужить похвалу, выполняя то, чему их учат.
  3. Ребенок активно копирует взрослых, повторяет их жесты и движения. В этот период надо быть очень внимательным, иначе ребенок может получить привычку, от которой его трудно будет отучить. Зато его можно научить новым играм – например, он будет охотно катать машинку или баюкать куклу, если увидит, как это делают родители. Но сам он так играть не научится, новую игру надо показать.
  4. Ребенка 10 месяцев больше интересуют мелкие игрушки и предметы, чем крупные. При этом развивается моторика рук, что положительно влияет на умственное развитие. За ребенком надо внимательно следить, так как он может засунуть игрушку себе в нос или в рот, проглотить ее.
  5. Малыш начинает интересоваться другими детьми, с удовольствием играет с ними на детской площадке, хотя для детского сада он еще маловат.

Физические параметры

Возраст 10 месяцев – время закреплять полученные ранее знания, а также продвигаться вперед на пути развития. Для успешных занятий с малышом родителям стоит учесть некоторые особенности периода.

К началу 11 месяца малыш должен уверенно садиться без посторонней помощи, вставать и стоять, ходить, держась ручками за мебель и за стены. Он может легко переворачиваться со спинки на животик и ползти. Те детки, которые ползать не любят, все же могут добраться таким способом до интересующей их игрушки. Если ребенку ползать не нравится, не стоит настаивать – малышу может нравиться передвигаться на четвереньках, при этом он уже отрывает коленки от пола.

В 10 месяцев самое время начать учить ребенка ходить, однако лучше всего поддерживать его при этом под мышки. Ножки малыша достаточно окрепли, и он может сделать свои первые шаги. В это время пора подумать о покупке удобных ботиночек. Обувь должна быть чуть-чуть больше реального размера ножки – так, чтобы большой пальчик не упирался в стенку. Обувь без задника приобретать не стоит, она не может фиксировать неустойчивую еще ножку. Правильный выбор поможет малышу выработать здоровую походку, от чего зависит будущее состояние позвоночника.

Первая пара обуви малыша должна быть не только умилительной, но еще и практичной, удобной, мягкой

Психическое и речевое развитие

Малыш в 10 месяцев не только копирует взрослых, подражая их жестам и мимике, он проявляет свой собственный вкус, особенно в еде, настаивает на своем. Часто родители видят в этом только каприз ребенка, а ведь он учится отстаивать собственную независимость.

  • Малыш знает названия большинства предметов в доме, может показывать на них в ответ на произнесенное слово. Он узнает на картинках игрушки, машинки, зверей, с удовольствием рассматривает книжки.
  • Часто детки в этом возрасте реагируют на музыку. Им нравится, держась за опору и стоя на ножках, «приплясывать» в такт мелодии – одни раскачиваются, другие пытаются приседать или просто кивают головкой. Полезно развивать эту склонность, а еще можно выбрать мелодию, которая нравится ребенку, и давать ему ее слушать.
  • К 11 месяцу ребенок начинает произносить осмысленные звуки, например, «ма», «дай», «ам». С малышом уже можно разговаривать «по-настоящему», получать ответы на простые вопросы. Ребенок может показать, какое ведерко или какую лопатку он хочет взять на прогулку, какую надеть ему кофточку. Очень важно дать ребенку возможность сделать выбор, принять решение.

В свой 11 месяц ребенок вступит, уже умея есть и пить из посуды, хлопать в ладошки, махать ручкой маме или папе, собирать пирамидку и складывать кубики один на другой (см. также: развитие 11-месячного ребенка). Он способен выполнить простейшую просьбу взрослого: дать игрушку, поднять ручку или ножку при одевании.

Малыш умеет не только это. Он может уже заниматься сразу с двумя предметами: ложечкой набирает кашу в тарелке, палочкой подвигает кубик, собирает пальчиками мелкие предметы со стола. Родителям стоит помочь крохе познать окружающий мир, придумывая интересные игры и тренировки.

Маленький исследователь

Детки в этом возрасте становятся не такими неуклюжими, лучше владеют своим телом. Ребенок 10 месяцев легко хватает игрушку, подвешенную над кроваткой. Малышу нравится обследовать все доступные места, находить разные предметы и играть ими – находки нравятся ему гораздо больше, чем собственные игрушки.

Для нормального психического развития ребенка важно время от времени совершать такие открытия. Поэтому лучше подготовить для малыша будущие находки, положив в удобных местах яркие книжки, нарядные полотенчики или просто красивые коробочки. Пусть ребенок найдет то, что подготовит мама, а опасные предметы стоит убрать повыше, чтобы уберечь малыша от травм. Желательно не забывать и об электрических розетках – на них стоит поставить заглушки, чтобы малыш не мог с ними играть.

Если крохе попадет в руки сложная игрушка, он будет стараться открыть ее, чтобы посмотреть, что внутри. То же относится и к предметам, не предназначенным для игр.

Так что же ребенок должен уметь?

  • садиться и сидеть без посторонней помощи, играть в игрушки;
  • может сидеть на горшке и знает, для чего он предназначен;
  • ползать, ползти в выбранном направлении;
  • держась за что-нибудь, вставать на ножки;
  • ходить, когда его держат;
  • подражать жестам и мимике, произносить осмысленные звуки;
  • играть с игрушками, выполняя несложные действия: качать куклу, надевать кольца на пирамидку, складывать кубики;
  • залезать на невысокую кровать и слезать с нее;
  • выполнять простые просьбы взрослых: показывать маму, делать «ладушки»;
  • пить из чашки, набирать в ложку кашу из тарелки;
  • знать названия домашних предметов, узнавать на картинках игрушки и животных;
  • поднимать игрушки двумя руками и бросать их, выкидывать из кроватки;
  • понимать, что ему говорят, в том числе слова «нет» и «нельзя», если взрослые употребляли их в разговорах с ним;
  • смеяться вместе со взрослыми;
  • откликаться на свое имя, издавая звуки или поворачивая головку;
  • брать пальчиками мелкие предметы, вкладывать мелкое в крупное;
  • играть с другими детьми;
  • осуществлять несложный выбор – какую лопатку взять на прогулку.

Если родителей беспокоит, правильно ли развивается их ребенок, имеет смысл посмотреть видео школы доктора Комаровского. Этот популярнейший в наши дни специалист ответит на многие вопросы, волнующие мам и пап.