Методика монтессори для детей в домашних условиях

Как реализовать методику Монтессори дома?

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду , а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и « Готовые программы занятий ».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт , магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Читайте также  Диарея на 32 неделе беременности

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

Методика Марии Монтессори в домашних условиях

Татьяна Бондарь
Методика Марии Монтессори в домашних условиях

Методика Марии Монтессори в домашних условиях.

Воспитатель 1 категории Бондарь Татьяна Валерьевна,

ЧДОУ «Православный детский сад «Покровский», г. Белгород.

Существует множество методик воспитания и раннего развития. Детских центров, работающих по ним, сейчас тоже достаточно. Однако, следование методике развития не должно заканчиваться, как только малыш вышел за дверь группы. В большей степени навыки и характер детей формируют наш личный пример и окружающая обстановка.

Помоги мне это сделать самому. Знакомая фраза? Таков основной девиз методики Марии Монтессори. Я из тех, кому приглянулись её идеи. Предоставить ребёнку возможность развиваться по методу Монтессори в домашних условиях вполне реально.

Об этой выдающейся женщине и её всемирно известном методе воспитания написано уже очень много. В этой статье я коротко остановлюсь на основных положениях методики Монтессори и расскажу о том, как мы реализуем её у себя дома.

Итак, главное слово в методике — свобода. Свобода порождает самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Свобода. Что касается обучения, то ребёнок сам выбирает чем и как долго ему заниматься. Желательно также дать ему максимум свободы в повседневной жизни. Это вовсе не означает, что малыш диктует семье свои правила. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Просто относитесь к своему чаду как к полноценной личности с самого рождения. Поверьте, случаи, когда с малышом нельзя договориться мирным путём, очень редки.

Самостоятельность. Вы можете научиться езде на велосипеде, читая книги, слушая рассказы об этом и просто катаясь на багажнике? Ответ очевиден. Так и с ребёнком: то, что взрослым давно известно, для него в новинку и требует немедленной проверки. Вода разливается? Надо проверить! Краски пачкаются? Правда? Посмотрим! Малыш познаёт мир и усваивает его законы только совершая действие.

Ответственность. Вода разливается. Проверил? А теперь вытирай. Да, сам, тебе это вполне под силу. Ты справишься!

Хочется написать, что родителям придётся несладко и понадобится огромный вагон терпения… Только вот одним терпением тут не обойтись. Надо изменить собственное мировоззрение. Подчас это сделать сложнее, но результаты того стоит, ведь развивая детей, мы развиваемся сами.

Как принести свободу, самостоятельность и ответственность в свою семью? В монессори-группах детям создают специальную обучающую среду. Однако её элементы есть в каждом доме, просто нужно сделать их максимально доступными для Вашего ребёнка.

МарияМонессори выделяет 5 зон развития: зона практической жизни, зона сенсорного развития, математическая зона, зона языкового развития, зона естественнонаучного воспитания.

Зона практической жизни. Весь наш дом!Здесь малыши учатся заботиться о себе: умываются, наливают себе попить и т. д. Чем мы можем помочь ребёнку? Повесьте низкие крючки для полотенец и одежды малыша, прикрепите зеркало на нужной ребёнку высоте, оставьте в доступном месте чашку и небольшой кувшинчик с водой.

Зона сенсорного развития. Здесь дети развивают зрение, слух, осязание, обоняние, учатся различать температуру и вес предметов. По сути, достаточно просто не отгонять ребёнка и не мешать ему трогать предметы домашней обстановки.

Математическая зона. Здесь собраны материалы для обучения ребёнка матаматике. Кроме специальных занятий,математику можно изучать на каждом шагу: покупая продукты в магазине (Сколько нужно взять груш, чтобы всем хватило? А если каждому дадим по 2 штуки) или смотря мультфильмы.

Зона языкового развития. Здесь детки учатся читать и писать, расширяют свой словарный запас. Кроме того, к этой зоне относятся занятия и предметы, развивающие мелкую моторику. Учёными доказано, что становление речи напрямую связано с развитостью мелкой моторики!

Зона естественнонаучного воспитания. История, культура, ботаника, зоология, анатомия и т. д. Тот же цветок в горшке, отданный «на содержание» ребёнку, даёт ему представление о растениях. Только не давайте детям свои любимые селекционные кактусы, ведь малыши будут получать свой опыт. В том числе и о том, что происходит с цветами, если их не поливать, переливать или убрать в тень.

Ещё один немаловажный аспект системы — дидактические материалы.

За время своей работы с детьми, Мария Монтессори разработала ряд «игрушек», без которых следование методике попросту безрезультатно. Главным их достоинством является возможность самоконтроля со стороны ребёнка. Ему не нужно говорить, к примеру, правильно он собирает картинку или нет, это и так очевидно. Не пугайтесь сразу больших трат, часть пособий легко можно седлать самостоятельно, а часть — заменить предметами из реальной жизни. Однако разговор об этом — отдельная тема.

Итак, запаситесь знаниями и пробуйте! Создать развивающую среду по методике Монтессори в домашних условиях не так уж сложно. Главное, помогайте детям на каждом шагу делать свои выводы и совершать их собственные открытия!

Анкета для родителей по выявлению творчества в домашних условиях Анкета Уважаемы родители просим вас ответить на вопросы, по выявлению творчества ребенка в домашних условиях. Ф. И. О. ребенка.

Использование репродукций картин в домашних условиях Описание материала: предлагаю вам разработку консультации для родителей. Данный материал будет полезен для родителей детей старшего дошкольного.

Конспект интегрированного занятия в средней группе с педагогической технологией Марии Монтессори «Сварим суп из овощей» Развитие речи и ознакомление с окружающим миром. Тема: «Сварим суп из овощей» Программное содержание: — способствовать возникновению более.

Консультация «Система Марии Монтессори как средство развития мелкой моторики рук» Воспитание детей всегда было и остается трудным делом. Особенно трудно приучить ребенка одеваться самому, шнуровать обувь, приносить игрушки,.

Рецепт приготовления сыра «сулугуни» в домашних условиях Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами рецептом моей мамы для приготовления сыра сулугуни в домашних условиях. Этот сыр готовится практически.

Методика Марии Монтессори (фотоотчёт) немного увлекаюсь методикой Марии Монтессори, прочла много книг, и считаю эту методику уникальной, так как каждому ребёнку дано от природы.

Консультация для родителей «Опыты в домашних условиях» Опыты в домашних условиях «Как поймать воздух» Возьмем для опыта : А) резиновый шар Б) трубочку В) мыльницу с мылом Чтобы поймать воздух.

Папка-передвижка «Заповеди Марии Монтессори» для родителей БУДЬТЕ ХОРОШИМИ РОДИТЕЛЯМИ! Если Вы будете хотя бы раз в году перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно.

Развитие связной речи в домашних условиях Ребенок 7 лет при нормальном речевом развитии должен уметь пересказывать знакомые сказки, рассказывать об увиденном и услышанном подробно,.

Родительское собрание «Экспериментирование в домашних условиях» Тема: «Экспериментирование в домашних условиях» Главными задачами нашего собрания является; — знакомство родителей с разными формами и технологиями.

Метод развития Монтессори для детей разного возраста в домашних условиях

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Подрастает наследник, и вы уже задумались о его будущем? Тогда сегодня я кратко расскажу вам об одном чудесном педагоге. Бесспорно метод монтессори в домашних условиях – бесценный подарок для всех нас. Так почему же ее система воспитания и обучения малышей привлекает внимание родителей всего мира и по нынешний день?

Краткая биография Марии Монтессори

Несомненно, имя выдающего итальянского педагога-гуманиста, врача, ученого и философа известно многим родителям. Она получила всемирную популярность, создав свою уникальную педагогическую систему развития и обучения маленьких деток.

Главные преимущества метода: вера в уникальность ребенка и стремление защитить развивающегося человечка от давления взрослого.

Незаурядная женщина

Биография М. Монтессори (31.08.1870 – 06.05.1952) как поле боя, постоянная борьба с общеустановленными догмами. Мария была одним ребенком в семье, и родители хотели, чтобы девочка смогла реализовать себя в жизни. Нам подобное стремление кажется разумным, но тогда в католической Италии это противоречило привычным стандартам поведения женщин.

Только неутолимая жажда знаний и настойчивость помогали девушке преодолевать постоянно возникающие преграды. В двенадцатилетнем возрасте она поступает в техническое учебное заведение для юношей, а потом в университет. Затем, в 26 лет, закончив с отличием медицинский факультет, опять совершает чудо, становясь первой женщиной-врачом в Италии.

В больнице университета Мария впервые увидела умственно отсталых детей. Девушка была до глубины души поражена увиденным и всецело отдалась лечению и занятиям с несчастными малышами. Она руководит школой для крох с серьезными проблемами в развитии, занимается разработкой специализированных тренингов, придумывает пособия и игры. Так появились первые дидактические материалы.

Вскоре оказалось, что «необучаемые» инвалиды спецшколы развиты лучше своих нормальных сверстников из обычной школы.

Новый взгляд на развитие воспитание

Это был прорыв в педагогике! Воодушевленная успехом, врач возглавляет Дом ребенка для здоровых детей и продолжает усовершенствовать свои наработки. Убедившись в действенности этих занятий, она делится знаниями с педагогами из разных стран. В 1929 Мария с сыном основывает Международную ассоциацию им. Монтессори. Организация действует доныне, помогая организовывать деятельность учебных заведений по всему миру.

Но не всем понравились взгляды гуманиста-педагога. В 1934-м Мария вынуждена уехать из Италии в которой правит Муссолини. С тех пор, она нигде надолго не останавливалась. Считая, себя человеком мира Мария ездила по свету, везде пропагандируя свою методику обучения.

Умерла и захоронена она в Нидерландах. Ее имя решением ЮНЕСКО внесено в список 4-х педагогов определивших педагогическое мышление XX века.

Что это такое методика Монтессори и зачем она детям?

В чем же суть воспитания по методам Монтессори? Вот основные принципы системы.

  1. Понимание особенностей естественного развития человека. Индивидуальный подход, основанный на свободном выборе. Другими словами ориентация на потребности и способности каждого ребенка. Руководством для педагога должны стать слова: « Помоги мне сделать самому».
  2. Свободное воспитание, отсутствие любого авторитарного давления. Нужно довериться природе, позволить маленькому человечку заниматься тем, что ему нравится и тогда, когда ему хочется. Конечно, родителям или воспитателям необходимо определить рамки, но воздерживаться от всяких оценок, поощрений и наказаний. Взрослые не указывают, только наблюдают.
  3. Специально подобранный дидактический материал и презентации. Все размещать на уровне глаз малыша (как призыв к действию). Каждая игрушка в одном экземпляре. Это учит социальному поведению относительно других детей. Ребенок начинает учитывать потребности своих друзей.
  4. Разновозрастная группа имеет большое преимущество как прототип семьи. Во время игры маленькие детки, наблюдая, за старшими быстрее все схватывают. Дети постарше пытаются руководить, делиться своими умениями. Так обогащается их социальный опыт. Малышня станет самостоятельнее, поскольку сама заботится о своем окружении, о том чем, как и сколько времени заниматься.
Читайте также  Обхват живота 25 недель

Зоны развития по системе Монтессори

Женщина полностью разрушила классно-урочную систему. В помещении установили легкую переносную мебель, чтобы дети могли сами ее переставлять. На пол постелили маленькие коврики, где можно лежать или сидеть и одновременно заниматься. Подготовленная среда развития помогла детям шаг за шагом освобождаться от помощи родителей, становиться независимыми.

Класс разделили на несколько зон развития:

  • Практическая. Включает предметы, с помощью которых маленькие почемучки учатся ухаживать за собой и своими вещами.
  • Сенсорная. Малявки пробуют использовать свои чувства для изучения окружающего мира. Они учатся различать цвет, запах, вес, размер разных предметов и тканей, изучают их свойства.
  • Математическая, языковая, естественнонаучная. Родители заметили улучшение умственного развития своих малышей после занятий в этих зонах.

Метод Монтессори в домашних условиях

Дом, как пространство для развития

Можно ли организовать жизненное пространство по системе у себя дома? Думаете сложно? А все элементарно, просто предоставьте весь дом для игр и обучения.

Главное любовь и уважение к маленькому, а также желание выпустить в жизнь счастливого ребенка, способного достичь успеха.

Да, описанная педагогика отличается от привычной! Поэтому родители изменяйте собственные мысли и методы воспитания любимого чада. Вот как практически осуществляется метод Монтессори в домашних условиях:

  • Сделайте дом удобным: невысокие полки с игрушками; небольшие стулья и стол; подставку возле умывальника, прикрепите вешалки для вещей в доступных местах.
  • Выбирайте игры, учитывая возрастное развитие и потребности малыша. Занятия с Монтессори материалами необходимы. Можно развивающие пособия купить или сделать самому.
  • Помните, у малыша всегда должен быть выбор. Нельзя указывать, ограничивать, оскорблять, поощрять или наказывать. Не сравнивайте детей, не ставьте в пример.
  • Приветствуйте тягу к самостоятельности. Приобщайте к своим повседневным делам, разрешая помыть посуду, вытереть пыль, покормить кошку, полить цветы.
  • Следите за интересами ребенка. Есть сензитивные (чувствительные) этапы, когда легко усваиваются определенные навыки. Уловите момент и удачно им воспользуйтесь.

На заметку родителям

Несмотря на полную свободу, сын или дочь должны придерживаться установленных родителями правил, чтобы всем в доме было комфортно. Семья тоже коллектив, где свобода комбинируется с разумными запретами и ограничениями.

Помните, метод не является диктатурой правил, а только предлагает принципы действий в определенных ситуациях. Поэтому родители позвольте ребенку выбирать и развиваться соответственно своим возможностям, в присущем ему темпе. Ведь его дух хочет свободы и независимости.

В этом убедилась моя знакомая на собственном опыте. Ее полуторагодовалый внучек уже сердито реагирует на попытки помочь ему. Бабушке так смешно наблюдать, как он старательно удаляет неподатливую кожицу мандарина. А ей то, так хочется ему помочь! Конечно, нужно поощрять активность малыша, но иногда так трудно сдержаться и не мешать.

Методика монтессори для детей на практике и отзывы родителей на видео:

Особенности системы Монтессори для самых маленьких

Тут возникает вопрос: Чему же уделить особое внимание, предлагая игру для малыша до года? Вспоминаем зоны развития и приступаем к выбору:

  • Отдаем преимущество активным движениям: пусть ползает по полу, преодолевая подушки, пробует сам ходить.
  • Предлагаем игру с пластилином или соленым тестом для развития мелкой моторики. Можно купить деревянную машинку с пассажирами.
  • Ставим корзинку с разными мячиками, шариками. Пусть маленький их катает, бросает, догоняет. Он отлично разовьет крупную моторику.
  • Развиваем логику, дав малышу баночки, коробочки и шарики. Пусть вкладывает, прячет и смотрит, что с ними происходит.
  • Усовершенствуем практические умения держать и стучать при помощи маленького молоточка и разделочной доски.

На самом деле, с помощью таких простых занятий в домашних условиях мы можем отлично развивать своего маленького карапуза.

Методика Монтессори для детей от 1-3 лет

А сколько игр можно придумать для малышей от года до трех! Например, с цветными помпонами:

  • Сортер (Сортировщик). Изготовить его из пластмассового лотка, проделав, соответствующие отверстия в крышке.
  • Считалочка. Написать цифры на тарелках и раскладывать по счету и цвету шарики.
  • Метелочка. Развиваем хозяйственные навыки и заметаем помпоны веником на совок.

Обучающее видео : метод Монтессори в домашних условиях, отличные идеи:

Занятия Монтессори для детей 3-4 лет.

Итак, для деток от 3-х до 4-х важно подготовить руки к освоению письма. Следовательно, подойдут игры:

  • перекладывание мелких предметов ложкой пинцетом;
  • вылавливание шариков из воды;
  • сортировка фасоли, круп;
  • вырезание ножницами из бумаги;
  • лепка из соленого теста.

Игры Монтессори для детей 5-6 лет

Зная, особенности ребенка легко подбирать занятия, которые ему понравятся. Чем увлечь его в возрасте 5-6 лет?

  • Подбираем книги, которые побудят его делать открытия, развивать умственные способности, задавать вопросы.
  • Покупаем игрушки на разные тематики: животные, динозавры, профессии, растения. Изучаем окружающий мир.
  • Не забываем про активные игры. Лестница, горка, качели, скакалка – все пригодится для веселых и полезных занятий.

Хотите вырастить самостоятельного и ответственного человека? Берите на вооружение принципы, рассмотренные в статье. Это не просто педагогические приемы, это настоящая философия и ее можно легко внедрить в домашних условиях. Наилучшие отзывы получал симбиоз семьи и детского садика. Но ведь лучше хоть что-то делать!

Да, возможно метод Монтессори в домашних условиях имеет недостатки. Но как по мне плюсов больше, чем минусов.

Прощаюсь мои дорогие читатели. Перечитывайте мои статьи вместе с друзьями в социальных сетях и обязательно подписывайтесь на обновления блога. Комменты приветствуются. Пока, пока!

Игры по методике Марии Монтессори для детей от 1 года до 2,5 лет

Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:

— почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.

— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему»! Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми» предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.

В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.

В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.

При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку. Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть». Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает.

Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.

После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:

Пересыпаем ложкой.

Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Опускаем предметы в узкие отверстия.

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):

А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:

Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.

Ищем клад.

Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):

Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):

В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.

Прожорливая коробочка

Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:

Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:

Читайте также  Какой самый эффективный обруч для похудения?

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.

Учимся сортировать.

Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:

Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.

Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):

Играем с манкой.

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):

Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно!

Методика Монтессори дома. С чего начать?

Итальянка Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила детям. Результатом ее работы стала методика, которая успешно практикуется больше ста лет. Это впечатляет многих родителей и вдохновляет на ее применение в домашних условиях. Не секрет, что Монтессори-садики очень дорогие, впрочем, как и любое хорошее учреждение для детей. Как верно и то, что педагогика Монтессори – это целостная система, наиболее успешно реализующаяся именно в подготовленной среде со специально обученными воспитателями.

Однако самый лучший эффект от методики Монтессори получается при симбиозе семьи и детского сада. Родители должны сами следовать философии этого метода, придерживаться похожих взглядов на воспитание, обучение и жизнь ребенка. Сама Мария Монтессори подчеркивала важную роль семьи в жизни ребенка. Она убеждала взрослых, что это не ребенок должен приспосабливаться к их миру, а именно взрослые должны сделать шаг навстречу маленькому существу. Задача родителей – создавать такую домашнюю среду, в которой он был бы полноправным членом семьи и самостоятельной личностью. Монтессори писала: “Убежище в шторм, оазис в пустыне, место духовного отдыха должно быть создано именно для того, чтобы гарантировать здоровое развитие ребенка”.

Сегодня мы видим активный интерес родителей к методикам раннего развития и к психологии ребенка. Они хотят вырастить успешных и счастливых детей и многие находят ответы на свои вопросы в Монтессорианском подходе к воспитанию. К сожалению, не всем везет на Монтессори-садики, в лучшем случае элементы этого метода применяются в группах раннего развития. И как же быть в такой ситуации?

Монтессори дома – это реальность

Несмотря на всю важность применения Монтессори-материала и способ подачи знаний, самым главным достоянием этой методики является гуманистический взгляд на ребенка, признание его личности и право быть собой. Монтессори-метод не диктует условий, но дает ориентиры, как действовать взрослому в той или иной ситуации. И это с успехом может использоваться родителями в семье, вернее, с этого все и должно начинаться.

Облегчает жизнь родителям и то, что сегодня появляется все больше информации о методике Марии Монтессори: печатаются книги, создаются сайты и блоги, мамы и воспитатели снимают видео и пишут статьи, где делятся опытом, есть курсы для родителей. Эта говорит о том, что метод не покрылся пылью, он идет в ногу со временем.

Первые шаги

Никаких секретов, чтобы начать нет. Есть только желание дать ребенку лучшее, что только можно.

    Начните с себя. Про Монтессори-метод нередко говорят, что он подходит всем детям, но не всем родителям. Мы все росли в разных семьях, в разных условиях, и модель воспитания нам передается по наследству. Даже если нам и не нравилось, как с нами обращались родители, мы повторяем их путь со своими детьми. Но педагогика Монтессори далека от традиционной, поэтому родители сами должны менять свои взгляды и подходы к воспитанию. Что для этого делать? Читать. Книги самой Марии Монтессори. Самая лучшая для начала – “Дети – другие”. Книги известных педагогов: Паула Лилльярд и Линн Лилльярд Джессен “Монтессори-педагогика с самого начала. Раннее развитие ребенка дома от рождения и до 3 лет”, книги К. Сумнительного, Е. Хилтунен, Е. Тимошенко, Т. Селдин “Энциклопедия Монтессори”. Вдохновляться блогами мам, которые практикуют Монтессори дома. Там много полезной информации и абсолютно бесплатно. Можно пройти курсы для родителей, даже сидя дома, имея доступ к Интернету.

Мария Монтессори утверждала, что ребенок сам знает свой путь, а задача воспитателя или родителя – помочь ему организовать свою деятельность, использовать то, что заложила в нем природа. Если взрослый сможет создать комфортную и благоприятную среду (не только материальную, но и воспитательную, обучающую), то ребенок сможет раскрыть все свои способности и потенциал.

Развиваем ребенка по методике Марии Монтессори дома: рекомендации столичных специалистов

С появлением в семье малыша квартира постепенно начинает наполняться игрушками, которые покупают родители, дарят друзья и родственники. Спустя некоторое время маме приходится всерьез задумываться над тем, как разместить их, чтобы пирамидки, мячи и машинки не мешали безопасно передвигаться по дому. Решить эту проблему родителям поможет специальная система распределения игрушек по методике Монтессори. Подробно о данном методе рассказала специалист по работе с семьей филиала «Надежда» Кризисного центра помощи женщинам и детям Наталия Хаустова.

Создаем благоприятные условия

Методика Марии Монтессори заключается прежде всего в том, чтобы создать для ребенка такие условия, в которых он сможет изучать окружающий его мир самостоятельно. Для этого предлагается разделить игрушки по специальным зонам развития: языковая, математическая зона, сенсорная, практическая, творческая, зона физического развития и естественно-научная зона. По такому принципу распределен игровой материал в помещении для занятий с детьми в детских садах, а также в кризисном центре. В домашних условиях такое распределение не совсем просто сделать — обычно игрушки лежат в коробках все вместе.

В филиал «Надежда» Кризисного центра помощи женщинам и детям Департамента труда и социальной защиты населения обратилась мама двухлетнего мальчика: «Ваня совсем не умеет играть. Он только разбрасывает игрушки из ящика. Затем сын криком требует от меня сложить их обратно в коробку, и все повторяется снова», — жалуется женщина. Усталость, беспомощность и отчаяние привели ее к специалистам отделения социальной реабилитации. На групповых занятиях мама заново училась играть и общаться со своим ребенком, узнавала его возрастные и индивидуальные особенности развития. Женщина прислушивалась к рекомендациям психолога и специалиста по работе с семьей, старалась им следовать. В итоге родители организовали дома в комнате ребенка развивающую среду по методике Марии Монтессори. Внимание Вани стало более устойчивым, мама с удовольствием играет с сыном, постепенно приучая ребенка к порядку. Атмосфера в семье стала более благоприятной.

«Прежде всего, такое разделение позволяет малышу легко подойти к интересующему предмету и взять его. Не приходится долго рыться в глубоком ящике, чтобы найти любимую матрешку на самом дне. Не думайте, что зоны развития предполагают специально обустроенную комнату. Интерьер детской комнаты для этого может быть любой. Главное — не количество игрушек, а их качество. Зоны развития помогут вам увидеть, что очередная, двадцатая машинка не нужна, а стоит задуматься о приобретении игрушек в другую зону. От года до трех лет у малыша протекает сензитивный период порядка (в это время ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков, умений и знаний). В этот период очень важным становится поддержание порядка в окружающей среде. Для взрослого порядок — всего лишь удобство, в то время как для ребенка — удовольствие и чувство защищенности», — рассказывает Наталия.

Какими игрушками наполнять зоны развития

Математическая зона. В нее можно отнести различные логические картинки, матрешки, пирамидки, пазлы, сортеры, головоломки. Хорошо поместить сюда контуры форм (круг, квадрат, треугольник), вырезанные из шершавой бархатной бумаги или вельветовой ткани, приклеенные на картон. Ребенок будет проводить пальчиком по таким формам и запоминать их контур. Здесь могут быть игры Никитиных — например, «Сложи квадрат». В набор входят квадраты, разрезанные на кусочки разной формы: чем выше уровень, тем больше составных частей в квадратах. Начинать лучше всего в 2–3 года с первого уровня (2–3 составные части квадрата). И вообще, игрушки этой зоны должны учить ребенка считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.

Языковая зона.

Здесь складываем книги, плакаты. Хорошо также поместить сюда кубики Зайцева и другие игры, способствующие мелкой работе рук, массажу пальчиков.

Зона сенсорного развития.

Игрушки этой зоны должны развивать органы чувств малыша. Например, здесь помещаем музыкальные инструменты, коробочки с различными наполнителями, игрушки на различные ощущения (гремящие, шуршащие, пищащие), развивающие коврики. Уместна будет книжка-игрушка «Ткань» для тактильных ощущений. Поместите сюда «Волшебный мешочек».

Естественно-научная зона развития.

Здесь должны находиться объекты, за которыми может ухаживать ребенок: цветы, которые он поливает, или домашние животные, которых кормит. Поставьте коробочки с природным материалом, карточки с растениями, лото с листьями, цветами, календарь «Времена года», наборы животных, игры-эксперименты и т. д.

Зона физического развития.

Это и мячи, и кегли, и обручи, и массажные коврики, и шведская стенка, и батуты, и многое другое.

Зона творческого развития.

Здесь помещаем все, что необходимо для творчества: краски, карандаши, фломастеры, кисточки, альбом, пластилин, мелки, клей, цветную бумагу.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы