Как ребенка заставить кушать самостоятельно?

Консультация для родителей «Как научить ребенка есть самостоятельно?»

Юлия Никулушкина
Консультация для родителей «Как научить ребенка есть самостоятельно?»

Любая мама радуется, когда ее малыш начинает требовать ложку, отбирать ее при кормлении. Однако радость зачастую не бывает долгой. Получив ложку, ребенок начинает просто играть ею, ковырять еду в тарелке. И это нормально. Ведь малыш не сможет сам научиться есть. В этом ему нужна помощь взрослых. Как же научить ребенка есть самостоятельно?

Как научить ребенка самостоятельно есть?

Для этого есть разные способы.Вот некоторые из них:

• Зрительное обучение. Сажайте ребенка за один стол с взрослыми. Когда малыш видит, как что-либо делают другие, это побуждает его подражать, делать «как большой». Также,можно подбадривать словами типа: «Посмотри, как кушает папа, ты хочешь быть похожим на папу?», «Возьми свою ложку, кушай сам, ты же уже большой».

• Пример других детей. Находясь в гостях у друзей и родственников, дети которых уже едят самостоятельно, обращайте на это внимание своего ребенка. Не лишним будет похвалить ребенка, и поощрить своего малыша поступать также. Когда вы окажетесь дома, можно напомнить ему об увиденном в гостях и предложить сделать также.

• Обучение-игра. Некоторые мамы «усаживают» за стол вместе с ребенком его любимые игрушки. В компании игрушечных друзей, малыш будет чувствовать себя увереннее. Можно предложить ему покормить мишку, зайчика, куклу. Пусть сначала они попробуют блюдо, а потом уже и сам ребенок.

• Еда в одиночестве. Хорошим способом приучить свое чадо кушать самостоятельно, будет посадить его кушать, когда он проголодается. Затем, можно оставить его одного. Голод в конце концов возьмет верх и малыш возьмет ложку в руки.

Как приучить ребенка есть аккуратно?

Очень важно приучить ребенка есть самостоятельно. Однако не менее важно научить его делать это аккуратно. Как и все полезные привычки, хорошие манеры за столом, необходимо прививать с раннего возраста.

Важно, чтобы ребенок усвоил:

• перед едой нужно обязательно мыть руки;

• с едой и столовыми приборами играть нельзя;

• во время еды нельзя отвлекаться;

• кушать нужно не спеша.

Кроме всего этого, важно учить ребенка правильно и по назначению пользоваться столовыми приборами, а также салфеткой.

Если малыш начинает отвлекаться, баловаться или играть с едой, значит, он сыт и его тарелку можно убрать. После еды, учите ребенка говорить «спасибо», мыть руки и вытирать рот салфеткой.

Как не стоит, учить ребенка есть самостоятельно.

Не стоит оставлять ребенка одного, если у него пока не получается самостоятельно есть. Вместо этого лучше докормить его, использовав вторую ложку, а первую оставив ему.

Нельзя поощрять игры и баловство с едой. Такие попытки лучше сразу же пресекать. Повзрослев, ребенок привыкнет использовать еду не по назначению. Однако, неодобрение родителей, покажет ему, что так вести себя нельзя.

Не стоит ограничивать ребенка, заставляя его непременно держать ложку в правой руке. Позднее он сам определиться как ему удобнее есть.

Ни в коем случае нельзя уговаривать ребенка есть.Уговоры типа: «за папу», «за маму», и тому подобные, провоцируют ребенка к капризам. Кроме того, он приучается есть больше, чем ему нужно. Это же в свою очередь, грозит лишним весом.

Не допускайте, чтобы другие родственники отступали от установленных вами правил. Приучите бабушек и дедушек к новым правилам кормления ребенка. И конечно, неукоснительно придерживайтесь этих правил сами.

Самое главное правило в кормлении ребенка – это не приучать его к мысли о том, что если он плохо ест, значит, он плохой ребенок. Наоборот, почаще прибегайте к похвале и поощрениям. Тогда малыш будет стараться заслужить эту похвалу. Не заставляйте ребенка есть при помощи силы. Проявляйте терпение, и со временем, ваш малыш всему научиться.

Научить ребенка самостоятельно употреблять пищу не так и сложно. Для этого нужно соблюдать несколько правил.

1. Правильная подготовка.

Чтобы учиться есть самостоятельно, малышу нужно любить есть вообще. У ребенка должен быть интерес к употреблению пищи к тому времени как он будет способен учиться держать ложку. Если шестимесячного малыша вы кормите под спектакли, мультики или с угрозами, то вряд ли он захочет есть самостоятельно. Существует только один способ заинтересовать ребенка приемом пищи – это присутствие за столом всей семьей. Делать это нужно с самого раннего детства, и особенно это относится к детям, которые питаются маминым молочком.

Чтобы первые попытки кушать самостоятельно удались, разрешите малышу пользоваться ложкой при введении первого прикорма, а также разрешайте брать подходящую для него пищу из вашей тарелки. И самое главное – не заставляйте есть. Специалистами уже доказан тот факт, что пищевое насилие негативно отражается на психике малыша и на его системе пищеварения. Помните, что вы и то, как вы пользуетесь ложкой и вилкой – главный пример для ребенка.

Многие родители постоянно торопят ребенка: «Быстрее ешь», «Давай глотай», «Не отвлекайся». Им кажется, что процесс принятия пищи слишком долго тянется. Но для малыша еда – не только утоление голода. Это и удовольствие, и игра, и общение с мамой. Дети, которых торопят, долго учатся жевать и пользоваться столовыми приборами. Дайте ребенку время, хвалите и подбадривайте его.

Часто спешка родителей вызвана подготовкой к яслям. Не стоит волноваться по этому поводу. Ребенок быстро научится есть самостоятельно в обществе ровесников.

3. Учтите индивидуальность.

Всегда помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому график его развития также индивидуален. В литературе пишут, что ребенок к году должен уметь держать ложку и зачерпывать ею еду, а к полутора годам есть самостоятельно. Но практически все несколько иначе. Некоторые сначала пытаются покормить родителей, некоторые хватают ложку к 7 месяцам, некоторые до 2,5-3 лет хотят чтобы их кормили. Не стоит переживать по этому поводу и ставить малыша в рамки. В свое время он обязательно научится есть самостоятельно.

4. Ловите момент.

Очень важно не пропустить момент, когда ребенок начинает проявлять интерес к ложке. Пытаясь поскорее накормить малыша, можно не заметить его. Как только увидите, что малыш хочет копировать ваши движения, сразу же выдайте ему желаемый инструмент – ложку, и дайте возможность тренироваться. Тогда к 1,5 годам ребенок вполне сможет самостоятельно есть кашу, суп или творожок.

Бывает, освоить науку пользоваться ложкой только на примере родителей ребенок не может.Тогда помогите ему: возьмите ручку с ложкой в свою руку и поднесите вместе ко рту. Когда увидите, что это начинает получаться, ослабьте свою руку.

Например, в песочнице. Дети, освоив игру лопаткой, быстрее учатся управляться с ложкой. Ведь эти процессы схожи. Также очень помогает игра в кормление игрушек или мамы.

Не оставляйте малыша одного с полной тарелкой. Возможно, ему будет необходима ваша помощь (на случай если он испугается вылитой на себя еды, или подавится, или из-за усталости от собственного бессилия справиться с едой, начнет капризничать. Это не будет хорошим помощником для вас. В таком случае необходимо докормить малыша. Родители с опытом едят «в две ложки». Одной ест ребенок сам, в меру своих возможностей, другой его кормит мама.

8. Приготовьте кашу.

Важным фактором в освоении ложки является консистенция блюда. Она должна легко зачерпываться и не быть очень жидкой, чтобы не проливалась. С этой задачей как нельзя лучше управляется каша, крем-суп, овощное пюре, творожок. Чтобы еда не остыла, кладите в тарелку небольшие порции, и по мере надобности добавляйте.

Еда кусочками не очень хорошо подходит для этой задачи, так как ее можно взять просто руками.

Иногда детям проще учится есть вилкой, а не ложкой. Предложите малышу пробовать управляться и с тем, и с другим. Вилка должна иметь закругленные края и тупые зубцы, лучше всего приобретите специальную детскую вилку. В этом варианте меняется и содержимое тарелки. Нарежьте кусочками вареные овощи (морковь, картофель, капусту брокколи).

10. Проявите терпение.

Терпение – это первое, чем необходимо запастись родителям. Не лишним будет подготовить специальное место для приема пищи, застелите пол клеенкой и будьте готовы переклеить обои, когда малыш научится есть самостоятельно. Также увеличится и количество стирок. Повезло тем родителям, у которых обучение самостоятельной еде приходится на теплый период года. В этом случае ребенка можно раздеть до трусиков, а потом просто ополоснуть под душем.

Если еда в тарелке не вызывает интереса у малыша, есть 2 варианта решения:

• Украсьте само блюдо. Сделайте из еды веселые рожицы, цветочки, животных…

• Купите несколько детских красивых тарелочек с интересными рисунками на дне. Расскажите, что его ждет сюрприз. Желание увидеть зайчика или собачку будет стимулом быстрее справится с едой.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию консультацию о том, как научить ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка застегивать пуговицы на одежде» Ребенку проще дается расстегивание пуговиц, чем их застегивание. Знакомство малыша с пуговицей, как правило, с того и начинается: он с ней.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для родителей «Верх-низ, право-лево. Как научить ребенка ориентироваться» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Верх-низ, право-лево. Как научить.

Консультация «Как научить своё любимое чадо одеваться самостоятельно?» Едва малыш выходит из пеленок, мы начинаем учить его садиться на горшок и самостоятельно есть ложкой. И лишь когда записываем ребенка в.

Скукотища, или Как научить ребенка занимать себя самостоятельно. Консультация для родителей В нашем обществе дети привыкли к тому, что их часто развлекают. Просмотр телевизора и мультфильмов, компьютерные игры, постоянный контроль.

Ребенок не хочет есть самостоятельно? Совет психолога

Одна из наиболее часто встречающихся проблем у новоиспечённых мам — нежелание ребенка отказываться от прикорма и садиться наконец за стол, кушая с помощью столовых приборов самостоятельно. Особенно насущным становится данный вопрос, если срок овладения таким навыком уже подходит по возрасту малыша.

Как правило, к году ребенок начинает жевать и кусать твёрдую пищу. К 1.5 годам он становится полноправным обладателем своей ложки, уверенно держит её и зачерпывает ею суп.
Но что же делать, если малыш уже давно переступил годовой порог, но до сих пор продолжает кушать с маминых рук, и каждая попытка усадить его за стол заканчивается провалом?

Возможные причины, почему ребёнок не начал есть самостоятельно:

1. Вы боялись, что малыш подавится твёрдой пищей, и каждый раз перемалывали её в кашицу? Увы, теперь ребёнок не хочет есть самостоятельно. Он просто привык к своему рациону и не хочет с ним расставаться.

2. Время. «Всему своё время» — гласит известная пословица. Если ребенку менее 1.5 лет, вполне возможно, что его «время» еще не пришло. Каждый ребенок индивидуален, и абсолютно нормально в каких-то навыках отставать от сверстников, а в каких-то, напротив, перегонять их.

3. Конституция тела. Кому-то достаточно горсти салата, политого оливковым маслом, а кому-то и куска мяса с гарниром и холодным блюдом на аперитив будет недостаточно для насыщения. Возможно, ваш ребёнок из числа тех счастливцев, что предрасположены есть чуть меньше, чем требуется. Или же он может быть просто не голоден. Во всяком случае не заставляйте малыша кушать насильно. Он должен проголодаться, чтобы инстинкт потребления пищи начал работать в полной мере.

4. Ваша напористость. Из предыдущего абзаца вытекает то, что навязчивое желание накормить ребёнка лишь усугубляет проблему. Он запоминает ваши слёзные просьбы съесть блюдо или повышение тона на него, а после воспроизводит «застольные» воспоминания в негативном контексте. Не нужно заставлять ребёнка есть, если он не хочет. Захочет — сделает всё, чтобы получить желаемое.

5. Психологическая травма или невротические реакции. Возможно, во время приёма пищи малыш испугался — услышал громкий крик или подавился. Негативные эмоции остались в памяти, поэтому теперь малыш может принимать пищу только из рук мамы.

6. Слишком нежное воспитание. Представьте, что вы долгое время жили в своей зоне комфорта, вам всё было доступно, вас кормили «с ложечки», любовь и уют были с вами на протяжении всего дня. И вы ничего для этого не делали. А теперь у вас это отняли и сказали, чтобы вы сами предприняли какие-то действия. Сложно? Вот и малышу сложно. Ему нужно время, чтобы выйти из зоны своего комфорта, где он спокойно жил и рос. Дайте ребенку немного времени и мотивируйте его на самостоятельный прием пищи.

7. Затяжное грудное вскармливание. Одна из самых часто встречающихся причин, почему ребенок не хочет есть самостоятельно. Прикорм должен начать вводиться в рацион малыша не позднее 6-месячного возраста, а к году обычная пища должна составлять 90% от общего пищевого довольствия. Грудное молоко в этом возрастном периоде может быть дополнением к приему пищи, а также ночным докормом. В противном случае, если ГВ является основной едой для малыша в год, то вас ожидают не только проблемы с самостоятельным приемом пищи, но и отказ от потребления многих важных для гармоничного роста и развития продуктов питания. Решить данную проблему можно (и нужно) постепенной заменой грудного молока на обычную пищу. В случае, если «свернуть» ГВ не получается, лучше всего проконсультироваться со специалистом.

Читайте также  Размер эмбриона 2 недели зачатия

Проблемы, которые лучше продиагностировать у специалиста:

1. Психологический конфликт. Ребёнок не хочет есть самостоятельно в год из-за созданных в голове барьеров, обеспеченных родителями в первый год жизни малыша. Он жадно запоминает все привычки родителей, их приверженности, например, к здоровой пище или ненависть к мясу и т.д. Лишь тщательная беседа родителей со специалистом может помочь разрушить эти барьеры.

2. Руминация — особый вид рвотного рефлекса у детей грудного возраста. Он характеризуется обратным заглатыванием рвотных масс, при этом тошнота не отмечается. Если же рвота продолжается, приём пищи сопровождается неврозом. У таких детей также отмечается повышенная чувствительность желудка. Поэтому лучше обратиться ко врачу как можно скорее и выявить нарушения в работе пищеварения. Специалист подберет индивидуальный план питания для малыша и выявит его непереносимость к различным блюдам.

3. Полный отказ от пищи. Опять же, это связано с нарушенной психикой ребёнка. Характеризоваться может как протест в сторону родителей, ненавистью к определённым продуктам питания, нежеланием менять вид пищи (затяжное ГВ) и т.д.

4. Плохое самочувствие. Ребёнок не хочет есть самостоятельно не из-за собственных капризов, а из-за болезни. Постарайтесь как можно скорее отвести его ко врачу, чтобы длительное недоедание не привело за собой новых проблем.

Как помочь малышу научиться есть самостоятельно?

Существует множество способов сделать так, чтобы ребёнок захотел есть сам. Главное убедить его в том, что он находится в достаточно комфортной для него обстановке.

1) Привлеките его к самостоятельному преодолению сложившейся проблемы. Не усложняйте себе жизнь — пусть ест, когда действительно этого хочет.

2) Обязательно учитывайте его индивидуальные предпочтения. Разве мы едим то, что нам не по душе? Нет. Вот и ребёнок ест то, что ему нравится. Конечно, это не повод кормить малыша «вредной» едой, придите к консенсусу в этом вопросе.

3) Сопровождайте приём пищи небольшими интерактивами: игры «за маму, за папу», «самолётик летит» и т.д. Можете придумать всё, что пожелает ваша фантазия. Только помните – ребенок в этот момент должен хотеть есть.

4) Украшайте блюда, покупайте разноцветную посуду. Например, теплые оттенки красного, желтого, оранжевого побуждают к приему пищи. Все оттенки голубого – тоже. Таким образом малыш будет ассоциировать приём пищи с позитивом, а это значит, что ему будет комфортно есть самостоятельно.

5) Сажайте за стол, когда кушаете сами. Малыш должен привыкать к семейным обедам. Предлагайте поначалу не стандартную порцию, а микро-. Например, кусочек огурца, хлебец или яблочко. Постепенно переводите за «общий» стол.

6) Не создавайте множественные перекусы. Попробуйте соблюдать режим питания. В год ребенку вполне хватает завтрака, обеда, полдника и ужина. В этом возрасте не исключают и одно ночное кормление. Если в промежутках между приемами пищи вы докармливаете малыша (фрукты, хлебобулочные изделия, молочная продукция и т.д.), не удивляйтесь, что за завтраком он не ест кашу, а за обедом — суп.

7) ГВ «по требованию» также, как и предыдущий пункт, не дает вам возможности приучить ребенка к самостоятельному приему пищи. Малыш уже сыт маминым молоком, поэтому куда менее вкусный суп навряд ли вызовет у него интерес. Другая ситуация, если ребенок действительно был бы голоден к обеду, ведь с завтрака прошло более 3-х часов… Интервалы между приемами пищи (в т.ч. и грудное молоко) обязательно должны быть, особенно если ребенку уже более года.

8) Очень важно вырабатывать правильные пищевые привычки. Постарайтесь готовить здоровую (но вкусную) пищу и предлагать ее малышу. Начинать делать это необходимо как можно раньше.

Важно помнить, что придумывание проблем и самостоятельная постановка диагноза лишь навредят в деликатном вопросе питания ребенка. Разговор с грамотным специалистом всегда будет более эффективен, нежели самостоятельное лечение, и с большей долей вероятности поможет решить детское пищевое расстройство быстрее и проще.

Учим ребенка правильно кушать ложкой самостоятельно в 1 год

Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам.

Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев. Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей — создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

Советуем посмотреть подробное видео о том, какие бывают ложки и какую стоить выбрать для вашего малыша.

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:

  • Серебряные ложечки часто дарят «на первый зубик». Такие столовые приборы красивы, обладают антимикробным действием, их можно хранить как семейную реликвию. Но маленькой ложечкой дитя накормить сложно, а у больших очень высокая цена.
  • Резиновые и силиконовые ложки. Их основным достоинством является безопасность: малыш никак не поранится. Но если они окажутся низкого качества, кроха со временем может откусить кусочек. К тому же с пластика и силикона труднее смыть остатки моющих средств.
  • Из пищевого пластика. Эти столовые приборы похожи на игрушки: яркие, красивые, иногда с фигурной ручкой в форме животного или сказочного персонажа. Покупая такую вещь, обращайте внимание на глубину и величину ложки. Чем опасен пластик — его часто подделывают.

Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.

  • Анатомические изогнутые приборы удобны, кроха быстро привыкает к ним: кривая ложка была разработана для детей с нарушениями координации движений. Правда, потом отучить его от любимого предмета будет трудно.

  • Чайные металлические ложки использовались для кормления еще нашими бабушками. В процессе использования их нужно мыть и хранить отдельно от остальной посуды.
  • Керамические. Сделаны из натурального, но хрупкого материала, велика вероятность случайных сколов, что может привести к травме.
  • Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

    Этапы приучения к ложке

    Первый этап — приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

    • Игра. Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
    • Подражание. Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
    • Первые успехи: ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
    • Устойчивый навык. Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
    • Самостоятельное использование ложки.

    Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта.

    С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

    Алгоритм обучения

    А в этом видео автор канала «Супер Родители» делится 10-ю золотыми правилами приучения ребенка есть ложкой. Плюс показывает это все на практике. Посмотрите, полезно и забавно.

    1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
    2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
    3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
    4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
    5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
    6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

    Совет: если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

    Частые ошибки

    Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

      Не начинать, если ребенок болен или у него режутся зубки.

    Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.

  • Нужно запастись терпением, не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя: он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать, если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом, читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все: две-три ложки – уже успех.
  • Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

    Полезные рекомендации

    • К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу. Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.
    • Обращайте внимание на мелочи: накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет. Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
    • Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам. Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
    • Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша, пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

    На заметку! Дети часто роняют предметы на пол. В итоге маме приходится возвращаться на кухню, мыть посуду. Оставлять ребенка в детском стульчике нельзя, поэтому его приходится брать с собой. Чтобы избежать такой ситуации, возьмите несколько ложек сразу и держите под рукой.

    Если ребенок не хочет есть сам

    Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.

    Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.

    Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети.

    Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать — главная мотивация для навыка есть самостоятельно.

    Основы этикета для малыша

    Основы пищевого поведения закладываются в детстве. Желательно сразу давать правильное представление о том, как вести себя во время приема пищи:

    • Правило мыть руки перед едой — основной навык личной гигиены. Нужно обучить, как это сделать, и настоять, чтобы действие вошло в привычку.
    • Не нужно окружать кроху во время кормления игрушками. Не давайте баловаться с едой и столовыми приборами. Желательно, чтобы прием пищи был в одно и то же время.
    • Не кормите ребенка каждый раз в разных комнатах.
    • Не давайте кусочки в промежутках между приемами пищи. Это не только испортит аппетит, у малыша пропадет мотивация к тому, чтобы захватывать пищу с помощью ложки.
    • Желательно научить чадо пользоваться салфеткой: положите одну рядом.
    Читайте также  Подъем торса на коврике

    В первые годы жизни любимого чада родители часто испытывают стресс по незначительным поводам. Если ваш карапузик или маленькая принцесса хорошо развиваются и обладают хорошим здоровьем, не имеет особого значения, когда учить ребенка кушать ложкой и когда он освоит этот навык. Не ждите мгновенных результатов.

    Не переживайте, если к началу посещения детсада кроха не вполне справляется со столовыми приборами. В детском садике такому малышу туго только на первых порах, зато обучение там проходит очень быстро.

    ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: http://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/est_lozhkoj_samostoyatelno.html

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

    Как научить ребенка есть самостоятельно

    член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family

    Ребенку бывает сложно научиться пользоваться ложкой, да и от взрослых этот процесс требует внимания и терпения. Как научить малыша есть самостоятельно, какими должны быть кусочки пищи и нужна ли в полгода посуда? Полезные советы дает нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.

    — Анастасия Ивановна, в каком возрасте детей учат есть самостоятельно?

    — Это очень важная тема и для родителей, и для врачей. Дети начинают самостоятельно питаться в разном возрасте. Но приучать их держать в руках приборы и пользоваться тарелочками можно с самого начала прикорма.

    Педиатры рекомендуют пробовать предлагать ребенку есть самостоятельно с 6-7 месяцев. К этому моменту ребенок должен:

    • уверенно брать и удерживать в руке ложку;
    • сидеть без поддержки;
    • в течение трех-четырех недель есть прикорм.

    Малыш должен понимать, зачем нужно садиться за стол и для чего ему дают столовые приборы — тогда ему будет проще научиться самостоятельности.

    Ребенок и без родителей может освоить навык самостоятельного приема пищи, но все-таки ему стоит помогать. Личный или коллективный пример работает наилучшим образом. В противовес этому можно вспомнить истории детей-«маугли», которых никто не обучает социальным навыкам, что дает соответствующий печальный результат.

    — Что делать, если родители упустили момент начала обучения? Как научить ребенка есть ложкой?

    — Запастись терпением. По отзывам мам маленьких детей, в этом очень помогает максимальная социализация — например, пребывание в детском саду. В группе малыши повторяют действия друг за другом и втягиваются в процесс. Если ребенок не может ходить в детсад, то важно посещать больше общественных мест, чтобы он видел, как питаются другие дети.

    Можно учить играючи и под мультики, но главное — не заиграться

    — В каком возрасте можно давать ребенку еду кусочками?

    — Текстура продукта имеет большое значение во время знакомства ребенка с твердой пищей и первых шагов к тому, чтобы кушать самостоятельно. Жевать и глотать он учится постепенно, переходя от полужидких продуктов к плотным и твердым.

    • В 3-4 месяца некоторые выбирают педагогический прикорм с целью не накормить, а дать попробовать вкус продукта. И здесь кусочки будут размером со спичечную головку.
    • В 4-6 месяцев вводят первый настоящий прикорм — это гомогенные каши или пюре.
    • В 6-7 месяцев дают мягкие кусочки размером с ноготок мизинца, чтобы ребенок не подавился.

    Врачи отмечают, что твердая взрослая пища помогает правильно формироваться всем структурам детского организма. Особенно она важна в развитии головного мозга, зубов и прикуса.

    — Нужна ли термическая обработка овощей и фруктов или можно давать их ребенку в сыром виде?

    — Лучше термически обрабатывать плоды, но нужно учитывать вид овощей и фруктов, а также то, даете вы продукт из магазина или выращенный на собственном участке. В любом случае маме желательно быть внимательной к малышу и в идеале вести дневник питания, отслеживая поведение ребенка, реакцию его организма, изменения стула и так далее.

    — Как способность ребенка есть без помощи мамы связана с его развитием и здоровьем?

    — Примерно к семи месяцам формируется ладонный тип захвата: ребенок может брать и удерживать руками мелкие предметы. С этого момента ему можно предлагать попробовать фруктовые дольки или печенье. Но раньше этого возраста давать их нежелательно.

    К активному самостоятельному питанию приучают с 6 до 10-12 месяцев. Если упустить время, то дальше ввести в рацион твердую пищу будет проблематично.

    К чему приводит отсутствие умения жевать:

    • ребенок начнет давиться едой, выплевывать пищевой комок, отказываться жевать и глотать предлагаемый продукт;
    • могут выработаться склонность к жидкообразному питанию, излишняя разборчивость в еде;
    • нарушаются пищеварение, становление навыков речи.

    — Как не подавиться? Есть ли какие-то правила кормления?

    — Маленький ребенок чаще давится едой и мелкими предметами от игрушек. Даже дети у груди могут поперхнуться молоком в случае индивидуальных особенностей организма малыша и матери. Чтобы избежать неприятных ситуаций при срыгивании, после кормления младенца нужно держать на руках вертикально до тех пор, пока он не срыгнет.

    Основная ошибка родителей — они торопятся. Рано начинают приучать ребенка есть самостоятельно или дают ему большую порцию, большие кусочки еды. Неподготовленный малыш просто не поймет, что делать с ложкой, тарелочкой, едой. Научить держать ложку или брать еду руками, подносить пищу ко рту и полноценно ее пережевывать можно только постепенно и не спеша.

    — Если ребенок все-таки подавился, как ему помочь?

    — К таким моментам важно подготовиться и заранее посмотреть обучающие видео.

    Первая помощь подавившемуся младенцу

    — Помогая подавившемуся ребенку, родителям нужно помнить, что любой кашель всегда эффективнее физических манипуляций с телом. И если ребенок пытается откашляться, не нужно вмешиваться, организм справится сам.

    Если ребенок подавился чем-то твердым, не пытайтесь зажать и вытащить инородное тело пальцами или пинцетом. Оно может проскочить еще глубже и поцарапать нежную слизистую рта и органов дыхания малыша.

    Критические ситуации, при которых нужно незамедлительно оказать помощь:

    • ребенок не может самостоятельно дышать;
    • у малыша широко раскрыты глаза;
    • ребенок испуган, обхватывает горло руками;
    • слышны хрипы;
    • повышено слюноотделение, рот широко открывается;
    • малыш краснеет, затем начинает синеть, теряет сознание.

    — Нужно ли покупать ребенку личную посуду и другие аксессуары для еды?

    — Приступать к еде из посуды лучше с шести-семи месяцев. Если молочные зубы начинают резаться рано, то с четырех-пяти месяцев можно пользоваться ниблером.

    Личная детская посуда независимо от формы и размера, персональное и постоянное место за столом, определенное время кормления — все это приучает ребенка к самостоятельному питанию.

    Начинают знакомить малыша с тарелками и ложками также с четырех-пяти месяцев. Первым делом мама может поиграть с ребенком и понарошку приготовить кашу в кастрюльке, положить ее на тарелочку и выдать ложечку.

    Посуда для кормления малыша должна быть легкой и безопасной. Цвет и форма подбираются индивидуально. А вот рисунки на тарелке могут стать заменой мультикам, если их рассматривать или придумывать истории. Например, «Съешь кашу или суп и увидишь, что спрятано на дне тарелки» или «Давай спасать героя». Главное — не заиграться в этот момент, чтобы ребенок поел.

    — Если ребенок не хочет есть с ложки, какие принципы обучения помогут родителям?

    — Если ребенок отказывается от столовых приборов, пробуют другие варианты либо подбирают другую консистенцию пищи. Расскажу случай из личного опыта.

    Младшей дочке 3,5 года, и она любит залезать в тарелку руками, особенно в суп, хотя с ложками дружит, вилками и ножом тоже пользоваться умеет. Возможно, она таким способом решает какие-то тактильные задачи, и мы ее за это не наказываем, но стараемся, например, не заказывать супы в кафе. Важно помнить, что на личном примере проще научить ребенка есть ложкой, и существуют психологические моменты, за которые не поругаешь и которые в то же время нельзя назвать отклонениями.

    — То есть у малыша может быть своя веская причина отказа от посуды.

    — Нередко ребенок отказывается от еды, если он в ней не заинтересован, ему не нравится цвет посуды или форма ложки или же то, что мама настойчиво сует ложку в рот, поторапливает его. Ассоциации с едой должны быть положительными. Очень важно питание ребенка с семьей, поэтому желательно как можно чаще всем вместе собираться за столом: так малыш получит образец для подражания. Социализация сделает свое дело, и ребенок привыкнет, что все едят ложками и вилками, каши и супы подают в глубоких тарелках, а овощи, крупы и макароны — на плоских.

    Еще одна интересная задача — как научить ребенка пить из чашки. Родители идут на хитрость и дают малышу питье из чашек с носиком, поильников с силиконовыми трубочками. Но все это помогает временно. Когда ребенок уже умеет что-то держать в руках и координировать свои движения, нужно чаще давать ему обычную кухонную кружку или чашку, которую он может удержать, в том числе с жидкостью определенного объема. Например, если ребенок быстро привык к кружечке, заполненной наполовину, не наливайте ее до краев. Всегда нужно учитывать два момента — детский интерес к посуде и желание взрослых помогать в формировании нового навыка.

    Самый оптимальный возраст для обучения ребенка есть самостоятельно — с шести до двенадцати месяцев. Мамы и папы должны быть на подхвате и помогать, чтобы малыш понимал, чем он занимается. Еда должна стать возможностью утолить голод, частью режима дня, увлекательным и безопасным процессом — это максимально приятно для ребенка и полезно для формирования навыка самостоятельного питания.

    Как ребенка заставить кушать самостоятельно?

    • Главная
    • Курсы
    • Работа 1 на 1
    • Статьи
    • Отзывы
    • Обо мне

    Устали от частых ночных пробуждений?

    Короткие сны? Истерики? Ночные гуляния?⠀

    • Составим план, создадим РАБОТАЮЩИЙ РИТУАЛ
    • Книга по кризисам и регрессам, 99 страниц (по возрастам)

    Стоимость 390 рублей вместо 3500

    ребенка кушать ложкой самостоятельно?

    Главная➞ Статьи➞ Лайфхаки для мам ➞ Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно

    Все дети в первые годы своей жизни проходят огромный путь развития. Уже к году ребенок из туго спеленатого кулька с очаровательно сморщенным личиком превращается в маленького и очень самостоятельного человечка. Он уже умеет самостоятельно передвигаться, сам выбирает игрушки, сам. кушает?

    Как правило, когда ребенку исполняется полгода, его начинают знакомить с едой. Кто-то предпочитает педиатрический прикорм и кормит малыша с ложечки, кто-то склоняется к педагогическому прикорму или к blw-прикорму — и ребенок кушает самостоятельно с помощью рук. Но всем деткам рано или поздно приходится учиться есть ложкой.

    Так, когда же начинать? В среднем считается, что в 12 месяцев ребенок должен крепко держать ложку, а к 18 месяцам уже уметь пользоваться прибором самостоятельно. Но все дети развиваются в разном темпе. Важно внимательно следить за появлением интереса: когда малыш начинает пытаться хватать ложку, забирать ее у вас из рук. Не отказывайте ему лишь потому, что сами вы покормите его быстрее, заодно сохранив чистоту на кухне.

    Еще один важный момент — выбор ложки. Сейчас в детских магазинах огромный выбор детских приборов на любой вкус и кошелек.
    Больше всего распространены следующие виды:

    • Серебряные ложки. По традиции, такую ложечку чаще всего дарят на первый зубик. Их главное достоинство — антимикробное действие.
    • Резиновые и силиконовые ложки. Этими ложками малыш не поранится, но важно выбирать изделия высокого качества.
    • Пластиковые ложки. Важно — при выборе пластиковой посуды и приборов обращайте внимания, чтобы это был пищевой пластик.
    • Обычные чайные ложки. Многие родители предпочитают именно этот вариант, чтобы кроха сразу привыкал к обычной посуде.
    • Анатомические изогнутые ложки на первый взгляд довольно удобны, но имеют свои недостатки. Многие дети попеременно едят левой и правой рукой, но приборы с изогнутой ручкой приспособлены для использования только одной рукой. Кроме того, впоследствии могут возникнуть сложности с приучением к обычным столовым приборам.
    • Довольно редкий вариант — ложка со стержнем внутри, благодаря которому черпак не наклоняется. На таких моделях также имеются фиксаторы, чтобы позже можно было использовать их как обычные ложки. Считается, что с такой ложкой ребенок быстрее научится кушать самостоятельно, но потом могут быть сложности с обучением пользованию обычной ложкой.
    • Керамические ложки не рекомендуются из-за большой вероятности случайных сколов и возможных травм ребенка.

    При выборе ложки для малыша учтите также следующие нюансы:

    1. Ложка для ребенка должна быть безопасной. Покупайте приборы в специализированных детских магазинах, где имеются сертификаты, подтверждающие безопасность материалов.
    2. Не путайте ложку для самостоятельного использования и ложку для прикорма. Нужная нам ложка с широким черпаком, а ручка должна быть короткой и широкой.
    3. В детских магазинах часто встречаются яркие ложки в виде симпатичных зверушек. Одни специалисты рекомендуют приобретать такие ложки — ребенок воспринимает их как игрушки, они привлекают интерес и обучение может пойти быстрее. Другие специалисты придерживаются противоположного мнения, и рекомендуют на время приемов пищи создавать обстановку, не отвлекающую от еды, в том числе отказаться от игрушек, а приборы и посуду предпочесть по возможности нейтральные и без ярких рисунков. Какой вариант предпочесть — решать вам.
    4. Имеет смысл приобрести несколько разных ложек и предложить их ребенку — он сам выберет ту, которая для него удобнее всего.

    При выборе остальной посуды стоит отдать предпочтение изделиям из пищевого термостойкого пластика. Тарелки с присоской на днище не будут скользить и малыш не сможет ее перевернуть.

    Итак, как же научить ребенка самостоятельно кушать ложкой?

    • Помните, что пока ребенок будет учиться кушать ложкой самостоятельно, еда будет везде: на ребенке, на полу, на столе, на стенах. Главное ни нервничать, ни ругать ребенка — ваша негативная реакция может испугать малыша и спровоцировать отказ от самостоятельного пользования ложкой. Уберите ковер, если он есть, застелите пол клеенкой (можно использовать старую шторку для душа), клеенку же можно закрепить на стене с помощью малярного скотча — он не оставит следов на обоях и стены останутся чистыми. Можно поклеить моющиеся обои.
      Маленький лайфхак: если дома тепло, ребенка можно усадить кушать в одном подгузнике. Тогда после еды вы сможете просто отнести его в ванную и помыть.
    • Стимулируйте интерес ребенка к еде. Помните, что ребенок склонен копировать поведение значимых для него взрослых. Старайтесь есть одновременно с ребенком. Идеальный вариант — когда на общие трапезы собирается вся семья. Будет отлично, если вы сможете вернуть традицию семейных ужинов, или, если такой возможности нет, хотя бы раз в неделю собираться — например, на воскресный обед.
      Еще одна маленькая хитрость: когда малыш хочет кушать, дайте ему несколько ложек и отвлекитесь на свою тарелку — вы же тоже голодны! Ребенок может возмутиться, а может взяться за ложку и попытаться кушать самостоятельно.
    • Сначала ребенок будет знакомиться с ложкой, играть с ней, стучать по столу, махать, кидать на пол — это нормальный этап, через игру дети знакомятся с миром. Не давите на ребенка. Если нужно, возьмите две ложки — одной играет ребенок, другой вы в это время его кормите. Позже он захочет попробовать кушать самостоятельно.
    • Теперь малыш будет учиться попадать ложкой в рот. На первых порах можно немного помочь, придерживая ложку ручкой ребенка, чтобы она не переворачивалась. А можно зачерпывать еду из тарелки и класть ложку перед ребенком, чтобы он самостоятельно «доставил» ее в ротик. Удобно использовать две ложки — пока ребенок одну несет в рот, во вторую вы набираете еду и кладете перед ребенком. Со временем малыш сам захочет зачерпывать еду — помогите ему.
    • Иногда дети отказываются от ложки, зато проявляют недюжинный интерес к вилке. Используйте специальную детскую вилку с закругленными концами и покажите малышу, как накалывать на нее еду.
    • Когда малыш учится кушать самостоятельно, трапеза занимает намного больше времени. Учитывайте это при планировании распорядка дня и поездок. Также стоит приготовить немного больше еды — часть малыш разбросает вокруг.
    • Главное правило: не заставлять. Если ребенок отказывается кушать ложкой самостоятельно, если он съел две-три ложки и требует, чтобы его покормили, или ест самостоятельно, но руками — не возражайте, при необходимости покормите его.
    • Если вы начали приучать ребенка кушать ложкой самостоятельно, предупредите об этом близких людей — иначе может случиться ситуация, когда ребенок поедет в гости к бабушке на выходные, которая будет кормить его и по возвращении вам придется начинать обучение сначала.
    • Ни в коем случае не оставляйте ребенка кушать в одиночестве: малыш может подавиться или испугаться.
    • Большинство специалистов не рекомендует во время еды рассказывать сказки, играть в игры (летит самолетик и т.п.), и уж конечно смотреть телевизор. Это будет отвлекать от самого процесса приема пищи и может привести к автоматическому поглощению пищи. Лучше с детства позаботиться о здоровых пищевых привычках.
    • Соблюдайте режим питания.
    Читайте также  Боли в животе на 29 неделе беременности

    Ваш ребенок обязательно научится есть ложкой самостоятельно, но на это потребуется время. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми — все дети развиваются по-разному. Будьте спокойны и последовательны.

    Хотите узнать что делать, если ребенок плохо ест, читайте статью: «Ребенок очень плохо ест». Биологические ритмы соответствует возрасту малыша, поэтому режим дня ребенка в 1 год и в 1,5 года имеют массу различий. О том, как правильно выстроить режим дня, читайте в статье: «Режим дня ребенка от 12 до 18 месяцев».

    Как научить ребенка есть самостоятельно?

    Новый вопрос из рубрики Задать вопрос психологу”:

    Яна

    Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он — мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку — он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.

    Татьяна Егорова

    Яна, добрый день!

    Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.

    Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала — хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия — кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

    Следующий момент, о чем необходимо знать — не нужно заставлять ребенка есть. Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи, надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам.

    Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще… еще разочек…за маму, за папу…». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет — ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

    Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.

    Есть два способа.

    Первый — быстро покончить с бутылочкой. Как это лучше сделать?

    1 этап — Подготовка

    Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно, как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

    2 этап — Расставание

    После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.

    Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

    В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

    Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» — не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном — сок, воду или компот из чашки, к примеру).

    Через недельку привязанность ослабнет. Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

    Второй и более мягкий способ — десенсибилизация — это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

    1 этап — Еда только за столом

    Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала — непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна — полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом — так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды — любимая манка).

    Если сын не может заснуть без бутылочки — постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций, а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится). Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка — для самых маленьких.

    Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились — и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном.

    2 этап — Бутылочка + тарелка

    Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении — предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл — 180 мл — 150 мл — 100 мл и т.д.) А рядом — поставьте тарелку с манной кашей. Цель — переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки.

    И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается — захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало — обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки — не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

    3 этап — Только тарелка

    Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!

    4 этап — Приучаемся есть самостоятельно

    Чтобы благополучно добраться до заветного финиша — запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду — не ест? — убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? — снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

    Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

    Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации — постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он — вас, а вы — его. Как научится ловко владеть ложкой — предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет — опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

    Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем — не отступать на пути искоренения вредной привычки.Дадите слабинку — процесс отучения придется снова повторить.

    Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.

    Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.

    Все у вас получится!

    Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.

    Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога.